Именно водители чаще всего становятся виновниками ДТП на дорогах Беларуси, а не дороги и неисправный автомобиль
На дорогах Беларуси по-прежнему неспокойно. Гибнут люди. Только в прошлом году — 1722 жертвы. Средний показатель смертности в ДТП по республике — 17 человек на 100 тысяч населения, что почти на 10 ниже, чем в соседних странах — Литве, Польше и России, но намного выше, чем в Норвегии или Швеции, где этот показатель не превышает цифру шесть.
В сводках ГАИ больше всего наездов на пешеходов, в результате которых только в Минске в 2006 году погибли 69 и ранены 705 человек. Как отмечают в Госавтоинспекции, свою отрицательную лепту в общую статистику вносят молодые водители со стажем до одного года.
— К сожалению, в триаде автомобиль —водитель — дорога все чаще слабым звеном становится водитель, — говорит заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Свиридович. — Сегодня редки случаи, когда причиной ДТП становятся неисправные машины или плохие дороги. В большинстве случаев виноваты люди за рулем. Регулярные проверки учебного процесса и оценка знаний курсантов автошкол перед получением прав часто фиксируют пробелы в подготовке будущих водителей. Мало вызубрить билеты и проехать по известному экзаменационному маршруту. Будущего водителя надо еще и научить мыслить, принимать решения в экстремальной ситуации.
По вине выпускников учебных организаций (водителей со стажем до года) в 2006 году совершено 63 ДТП. Это больше, чем в предыдущие годы. Погибло 7 граждан – этот показатель в полтора раза выше, чем в 2005 году.
Увеличивается число выпускников, не сдавших экзамены в ГАИ с первой попытки. Таковых в первом полугодии оказалось 57 процентов от подготовленных водителей. Есть «рекордсмены», которые садятся за руль, чтобы получить нужные корочки, 10, а то и более 20 раз! В одной автошколе целая группа «проваливалась» несколько раз. Это говорит не только о слабом уровне подготовки и преподавательского состава, организации учебного процесса, но и об опасности на дороге для других участников дорожного движения со стороны таких выпущенных с горем пополам «любителей».
Как результат – проишествия и жертвы. Так, выпускник УКК «Метростроитель» И. Титовец насмерть сбил пешехода на улице Мирошниченко. В другом случае С. Пилецкий, которого «научили» в Советском РОС ДОСААФ на улице Гамарника, столкнулся с троллейбусом и сам погиб. Выпускница Центрального автоучебного комбината 2006 года Тамара Сычева совершила ДТП, в котором погибли три человека. Такой результат работы наставников…
Наибольшее количество ДТП в прошлом году совершено бывшими курсантами ОАО «Центральный автоучебный комбинат», ЧУП «Минская областная техническая школа» ДОСААФ и ООО «Автодело». Возможно, стоит предусмотреть ответственность руководства автошкол и мастеров вождения, ученики которых в первый год после выпуска стали виновниками трагедии на дорогах.
Межрайонный экзаменационный отдел ГАИ направил 40 представлений в автоучебные организации, из них 11 только в одно ОДО «Автогалактика». Кстати, зафиксированы 4 факта дачи взятки сотрудникам МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Проверено более 650 учебных автомобилей, в трети обнаружены различные нарушения. 33 мастера производственного обучения вождению привлечены к административной ответственности за различные нарушения ПДД, мастер ПОВ УП «Автошкола Алирта» А. Трушков вообще управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Почему бы в этой связи не проверить автошколы, выпускники которых совершили ДТП, на объективность приема внутренних экзаменов?