Чего ждать от встречи Путина и Байдена в Женеве?

Слабая надежда на прорыв

16 июня в Женеве состоится встреча президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина. О возможности такой встречи говорили уже несколько месяцев, называлось разное время и приблизительное место ее проведения. Однако до последнего оставалось неясным, состоится ли эта встреча вообще. Ведь отношения между США и Россией являются стабильно плохими уже много лет, и динамика скорее отрицательная. Сможет ли саммит Путин — Байден переломить эту негативную тенденцию?


Предыдущая встреча российского и американского президентов состоялась в 2018 году в Хельсинки. Тогда в руководящем кресле в Белом доме находился Дональд Трамп, которого в самих США и на Западе в целом считали едва ли не пророссийским политиком.

Этот имидж немало навредил самому Трампу, превратив его в политика-изгоя в масштабах Запада, а череда скандалов и разбирательств по поводу якобы «российского следа» в избирательной кампании 2016 года фактически блокировала деятельность Трампа на посту президента.

Для российско-американских отношений «пророссийский» Трамп, однако, не смог сделать ничего принципиально хорошего. Напротив, общая негативная динамика сохранялась — скандалы с взаимными высылками дипломатов, разрыв ряда важных договоров в сфере военной безопасности, активное противодействие США реализации важного для России проекта «Северный поток — 2». 

Ситуацию выручало лишь то, что для Трампа Россия оставалась в целом периферийным направлением — основными объектами атаки он избрал Китай и Иран. Безусловно, позитивным моментом при Трампе было общее снижение конфликтности вокруг Украины. Украинский кризис не был разрешен, оставаясь одним из главных камней преткновения российско-американских отношений, но, по крайней мере, был подморожен.

Приход к власти Байдена сопровождался новой волной негативных ожиданий относительно российско-американских отношений. Ведь именно демократы всегда ставят во главу угла так называемую «политику ценностей», которая традиционно оборачивается ростом напряженности в отношениях с Москвой и активным американским вмешательством в дела постсоветских стран, под предлогом их демократизации, а по факту — ввиду геополитического и стратегического сдерживания России.

Однако, вопреки негативным прогнозам, политика США в отношении России не претерпела принципиальных изменений со времен Трампа. Байден продолжил курс на конфронтацию с Китаем, занял более дружелюбную позицию в отношении Ирана и отказался от однозначной и безоговорочной поддержки Израиля, как это делал Трамп. А вот Россия все так же остается в целом на периферии внимания демократической администрации.

В отличие от Хиллари Клинтон, для которой антироссийская повестка могла стать основой внешней политики США, Байден представляет другое крыло Демократической партии, для которого противостояние с Москвой не является столь значимым и принципиальным вопросом.

Более того, Байден даже сделал ряд шагов, которые многими трактуются как уступки Москве, даже на фоне «пророссийского» Трампа. Это смягчение позиции по «Северному потоку — 2», а также продление действия Договора о СНВ-3, который планировал разорвать Трамп.

Очевидно, что эти уступки не бескорыстны, и от Москвы ждут каких-то ответных шагов. Вероятнее всего, в контексте набирающего обороты американо-китайского противостояния США сильно беспокоит укрепляющийся стратегический альянс Москвы и Пекина. Идея разрушить этот альянс, а еще лучше перетянуть Москву на сторону США и ЕС уже неоднократно озвучивалась западными аналитиками. Возможно, показная мягкость Байдена преследует именно эту цель. Однако вряд ли эти усилия могут быть особенно эффективными на общем негативном фоне российско-американских отношений, в которых не предвидится никаких принципиальных подвижек.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter