В Германии бережливость - норма жи

Скупость — не порок, а образ жизни

В Германии бережливость - норма жизни
Всю прошлую неделю я провела в Германии, где прошли торжества, посвященные 25–летию падения Берлинской стены. Но о немцах, скажу я вам, можно говорить не только сквозь призму исчезнувшего «железного занавеса». Вот, например, хочется рассказать о легендарной немецкой бережливости, ей никакая Берлинская стена не была помехой: с одинаковым энтузиазмом экономили и восточные, и западные немцы. В объединенной Германии Всемирный день экономии отмечается как национальный праздник: в этот день по давней традиции немецкие подростки опустошают свои копилки и несут накопления в банки, которые очень рады юным вкладчикам — помогают им считать монетки и открывают для них специальные счета. Но в последние годы фарфоровые хрюшки огорчают своих владельцев и банкиров: немцы стали меньше копить. По результатам проведенного среди молодых немцев (14 — 29 лет) опроса, половина призналась, что не откладывает.





Но это вовсе не значит, что вековые традиции немецкой бережливости (да, я знаю, что многие называют это скупостью, но немцы с этим определенно не согласятся) канули в Лету. Нет, среди людей среднего и старшего поколения они живут и побеждают! Расскажу вам об основных правилах этой самой бережливости — может быть, вам они понравятся и вы захотите перенести их на родную белорусскую почву.

Значительная часть немцев меняет свой гардероб исключительно в соответствии с календарем скидок. Они не покупают даже очень понравившиеся вещи в магазинах, когда они только появляются, но ждут начала распродаж (это ж какое терпение надо иметь! Мне, например, его никогда не хватает). По результатам некоторых опросов, так поступают 71% женщин и 54% мужчин.

Каждая вторая немка самостоятельно красит волосы, купив краску в ближайшем косметическом магазине. И это еще не вся экономия: они делают это редко. Крайне редко: раз в квартал, а то и в полгода. Поэтому увидите немку с невзрачным цветом волос — не удивляйтесь: экономия.

У многих из нас немцы ассоциируются с пивом и колбасками. И это правильно: немецкое пиво по праву считается одним из лучших в мире, а почти у каждого крупного города есть свой сорт сосисок (лично мне больше всего нравятся из Нюрнберга). Немцы и тем и другим (то есть пивом и сосисками) гордятся, но вот чтобы часто употреблять, так все–таки нет. Более половины немцев готовят дома, причем самым выгодным блюдом (речь о вкусе в данном случае не идет) считают макароны (или мы назовем их красивым итальянским словом «паста»?) и едят их несколько раз в неделю. Причем большинство, покупая исходный продукт в супермаркете, отдает предпочтение сорту «самый дешевый». А каждый третий житель Германии с удовольствием приобретает продукты с истекающим через пару дней сроком годности — на такие, как правило, цены значительно снижают. И не покупают продукты впрок — чтобы не пропали (надо бы узнать, какие холодильники самые популярные: с таким подходом большие точно не нужны). Что же касается пива, то и его немцы предпочитают покупать в супермаркете (там бутылка 0,5 л стоит 1 — 1,7 евро, в пивном баре как минимум вдвое дороже). Многие вообще не пьют напитки вне дома: на них в кафе и ресторанах — самые большие накрутки. Зачем, думает немец, покупать эспрессо или капучино в кафе за 2,3 евро, когда сделать его дома и взять с собой обойдется намного дешевле? «Ссобойки» здесь в большой чести. Да, и еще о пивных бутылках: практически в каждом супермаркете принимают тару, чем экономные немцы активно пользуются. Самый лучший способ собрать вторсырье — платить за него деньги.

Помните, в детстве нам внушали мысль, что самый лучший подарок — тот, который вы сделали своими руками? По крайней мере, он уникален, а особенность и единичность в наше время — товар редкий, а потому дорогой. Но только не в Германии. Здесь принято изготавливать подарки собственными руками не ради уникальности, а из–за дешевизны (свой собственный труд ведь ни в каких денежных знаках оценить невозможно, правда?). Немцы сами шьют карнавальные костюмы и обходятся на детских праздниках без платных аниматоров — все сами. Мне кажется, так не только дешевле, но и куда душевнее получается. Немцы со мной согласны.

Две трети немцев не курят. Конечно, это можно отнести на счет активной пропаганды вредных последствий курения. Но не только. Пачка сигарет стоит в среднем 6 евро, это выходит (опять же в среднем) 107 евро в месяц. Большинство немцев считает, что для кошелька это даже вреднее, чем для здоровья. А те из немцев, кто так и не смог избавиться от пагубного пристрастия, крутят самокрутки или покупают сигареты только за границей в системе duty–free (в Польше первые киоски с броской надписью Zigaretten появляются за 100 км от немецкой границы).

В общем, скупость — не порок, а образ жизни. И для них это нормально, вопросом «зачем экономить?» не задается никто. Потому что стыдно не экономить, а не иметь сбережений.

Советская Белоруссия №217 (24598). Пятница, 14 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter