Скупая рука милосердия.

Недавно меня пригласили осветить одно замечательное и благородное по идее мероприятие - благотворительный аукцион.
Недавно меня пригласили осветить одно замечательное и благородное по идее мероприятие - благотворительный аукцион. Средства от его проведения должны были быть направлены на оказание помощи детям-инвалидам, сиротам. Приглашение оказалось весьма заманчивым уже по той причине, что подобные действа не проводились в стране лет 10, не меньше. А еще мною двигало обыкновенное человеческое любопытство: за дня два до назначенной даты я даже как будто слышала возбужденный гул переполненного зала, удары молоточка, видела взмывающие одна за другой карточки - номера участников. И над всем этим - зычный голос аукциониста: "Продано!"

На деле оказалось все с точностью до наоборот. В огромном зале потерялись около 4 десятков человек: представители фирм и организаций, выставивших на аукцион свои лоты, организаторы мероприятия, потенциальные участники и я. Аудитория одинаково пассивно реагировала на предложения приобрести картины, написанные детками с физическими ограничениями, удобные и практичные женские трикотажные костюмы, комфортабельные двух-, трехкомнатные квартиры в центре с евроремонтом и всевозможными удобствами. Реальным оказался только зычный голос аукциониста, призывавшего участников быть активнее и не забывать об обездоленных малышах, которые ждут их помощи. Из всего добра с молотка ушли телевизор, холодильник, пара-тройка костюмчиков да ультрамодные оконные рамы. Вкупе вырученная от аукциона сумма чуть превысила... миллион рублей.

В провале милосердной и нужной акции организаторы виноваты лишь отчасти: об аукционе почти в двухмиллионном городе, судя по всему, никто (40 человек не в счет) не знал! А если знал, то почему не пришел? Или благотворительность не про нас? Вот, оказывается, в чем вопрос.

Понятно, например, с США нам тягаться пока нечего. 9 из 10 взрослых американцев жертвуют свои кровные на благотворительные цели. И до Англии далеко, где филантропические традиции живут и процветают вот уже полтысячи лет! Даже соседняя Польша недавно узаконила нормы, стимулирующие проявление щедрости души. Теперь каждый гражданин, зарабатывающий деньги, может часть своего подоходного налога отдать нуждающимся. У нас же пока с благотворительностью глухо. Знаем мы о ней, по большому счету, лишь теоретически.

- Сказать, что благотворительность как таковая в Беларуси отсутствует вовсе, тоже нельзя, - считает начальник отдела семьи и гендерных проблем комитета по труду и социальной защите при Мингорисполкоме Наталья Росолько. - Давно существует практика распределения средств нуждающимся через государственные органы социальной защиты. На каждом крупном госпредприятии созданы советы по благотворительности. Есть общественные организации, которые профессионально занимаются этой деятельностью, юридические и частные лица изъявляют желание часть своих доходов передавать на благотворительные цели. А тому, что филантропия все равно развивается туго и практически незаметно, есть целый ряд причин. Главная - несовершенство налоговых и законодательных актов. Второстепенная, но не менее важная - финансовое состояние потенциальных благотворителей. Экономическое положение многих отечественных предприятий таково, что впору им самим оказывать материальную поддержку. Но даже если речь идет о какой-то прибыли и рентабельности производства, то все равно благотворительность для них - непозволительная роскошь. В западных странах часть прибыли предприятий, выделяемая на благотворительные цели, не облагается налогом. Наши же платят налоги независимо от того, на что будет использован доход: на собственные ли нужды или на безвозмездную помощь детям-сиротам, например. Поэтому промышленники предпочитают изредка и понемногу (и обязательно согласно поданному заявлению) одаривать нуждающихся продукцией преимущественно собственного изготовления либо бесплатно предоставлять помещения для проведения социально значимых мероприятий: дней матери, семьи, защиты детей...

Знакомый преуспевающий бизнесмен, директор коммерческой фирмы, недавно жаловался мне, изредка передергивая плечами и перемежая свою речь фразой: "Скажи, ну разве не абсурд?" На днях от зарубежных партнеров по бизнесу получил около 200 тонн детской одежды и продуктов питания. Хотел "гуманитарку" раздать малообеспеченным многодетным семьям и часть отправить в детские дома-интернаты. А когда узнал, какой налог ему придется заплатить за свои благие намерения, пришел в ужас и отчаяние: "Жалко, пропадут хорошие вещи, а могли бы принести радость многим семьям..." С его товарищем такая же беда приключилась. Хотел взять шефство над детским садиком, обратился с просьбой в соответствующие органы: нельзя ли получить по такому случаю какие-нибудь налоговые льготы. А ему - от ворот поворот.

- По действующему законодательству благотворительность, если так можно сказать, облагается всеми налогами, - поясняет Наталья Росолько. - Получается действительно абсурдная ситуация: фирма должна заплатить государству деньги в виде налога, чтобы оно позволило ей безвозмездно перечислить часть заработанных средств на социальные нужды! Поэтому благотворители предпочитают работать, так сказать, без посредников: бухгалтерии, счет-фактур, банков, а напрямую помогать обездоленным.

Как, например, это сделал один из столичных предпринимателей. С помощью работников органов социальной защиты узнал адреса 10 малообеспеченных многодетных семей и лично вручил им в качестве подарков к Новому году по 300 - 400 долларов из собственных сбережений. Представьте себе, какие чувства испытали люди, которые о подобном богатстве могли только мечтать! Справедливости ради замечу, что не все пожертвования облагаются налогом: исключение составляют личные средства, собранные группой людей и переданные органам социальной защиты. Эти деньги переводятся во внебюджетный фонд, а затем - непосредственно адресатам. Кстати, кому и на какие нужды жертвуются средства, определяет сам коллектив благотворителей, о чем указывает в обязательном письме, прилагаемом к собранной сумме. Но масштаб этой работы настолько незначительный, что говорить о сборе личных средств как об эффективной и преобладающей форме благотворительной деятельности не приходится.

Сейчас разрабатывается новый проект закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Он даже побывал на обсуждении в Палате представителей Национального собрания, но отправлен на доработку. Ясно, что копией предыдущего документа с незначительными изменениями он не может и не должен быть. Если государство максимально поддержит отечественных благотворителей, создаст им оптимальные условия для деятельности, наверняка общество от этого только выиграет. Хватит думать, что благотворительность - прерогатива богатых, тех, кто с жиру бесится, кому деньги некуда девать, а значит, и брать с них можно на всю катушку. Мы намного щедрее и милосерднее, чем привыкли о себе думать. Просто нам нужны повод и возможность это почувствовать и проявить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter