Скука помогает принять решение

Пока автобус мерно шуршал колесами по асфальту, увозя меня из шумного и многоликого Минска в тихую, прелестно провинциальную глубинку, я все думала: "Какую бы тему там найти, чтобы и самой интересно было, и людям? Ведь сколько уже писано-переписано про тяжкий крестьянский быт, хронические дефициты и нехватки, потуги исправить, улучшить, совершенствовать деревню, про работу на земле без сна и отдыха.
Пока автобус мерно шуршал колесами по асфальту, увозя меня из шумного и многоликого Минска в тихую, прелестно провинциальную глубинку, я все думала: "Какую бы тему там найти, чтобы и самой интересно было, и людям? Ведь сколько уже писано-переписано про тяжкий крестьянский быт, хронические дефициты и нехватки, потуги исправить, улучшить, совершенствовать деревню, про работу на земле без сна и отдыха..." Постойте-ка! Без отдыха нельзя. Ну никак! В какую-то долю секунды появилась искомая тема.

Пункт моего назначения - Берестовицкий район, самый маленький в Гродненской области и по площади, и по численности населения. На наличие промышленных предприятий нет и намека. Сплошные колхозы и совхозы или, как сейчас их принято называть, унитарные и коллективные сельскохозяйственные предприятия. Соответственно и население в подавляющем большинстве - люди от земли. Но забегая вперед, замечу: назвать район глухоманью (мол, крестьяне пашут с утра до вечера, света белого не видят, а о цивилизации только краем уха слышали) язык не поворачивается. По итогам прошлого года район занял первое место в области по результатам сельскохозяйственной деятельности, второе - по благоустройству региона и социальной сфере. С тем, что берестовицкие жители умеют работать, не поспоришь! А умеют ли так же отдыхать? Этот вопрос я торопилась задать заведующему отделом культуры райисполкома Игорю Владимировичу Лебецкому.

- Да что я буду вам рассказывать... На словах можно любую картину нарисовать! - не стал читать долгие и нудные лекции о досуге сельчан Игорь Владимирович. - Лучше давайте поедем по деревням, люди вам сами расскажут, а то и покажут, как умеют проводить свободное время!

По дороге Лебецкий прояснил ситуацию с "культурным вопросом" на берестовицкой земле. В районе на 126 населенных пунктов 44 учреждения культуры, из них 2 музыкальные школы, 1 школа искусств, 1 клуб-музей, 5 народных коллективов и 1 детский образцовый (соискателей на звания перечислять не стал - слишком много). За последние три года закрылись 4 - 5 сельских клубов - обычное по нынешним временам решение проблемы с неперспективными точками соцкультбыта. "Больше клубов - не значит больше культуры. Лучше меньше, да лучше", - сыпал мой собеседник афоризмами.

Рабочий поселок Пограничный. Вместо приземистой хатки (бывшего здания правления колхоза, сельской девятилетки, даже конюшни - почти за 4 года журналистских разъездов по стране доводилось видеть и не такие, приспособленные под "очаги культуры", строения) - новое роскошное кирпичное здание в два этажа. Про себя думаю: "А не шикарно ли для полутора тысяч жителей Пограничного?" Ан нет, Дому культуры повезло (именно так) с художественным руководителем. Алла Захаревич, отработав 7 лет научным сотрудником в столичном музее Янки Купалы, вернулась в родной Берестовицкий район и сразу взялась за дело. Организовала второй в области (первый - в Мире) театр "Батлейка", 10 наиболее талантливых девочек уже претендуют на звание детского образцового коллектива. С легкой руки Аллы поселок Пограничный превратился в этакий "несанкционированный" филиал Жлобинской фабрики мягких игрушек. Как так? Все начиналось с кружка для поселковых детей. Кстати, шили и шьют ребята своих мишек-зайчиков из собственных материалов (в ход идут старые шубы, пальто, платья, брюки, пуговицы и запонки). Зато конечный продукт ни за что от фабричного не отличишь. Потом к детям присоединились и родители - уж больно хороши получаются куклы, да и заработать на их продаже можно. Вот и шьет теперь, почитай, весь поселок. Но есть еще организованные худруком кружки вышивки, соломоплетения. Мальчикам же больше нравится резьба по дереву, которой искусно обучает брат Аллы, он же директор ЦДК и диск-жокей по совместительству Павел Марчук. И какое изделие ни возьми - так хоть прямо сейчас на выставку. Впрочем, местные умельцы действительно часто и густо участвуют во всевозможных выставках, фестивалях и берут призы. Внимательный читатель может уличить меня в некотором отступлении от темы - дети детьми, а как все-таки отдыхают взрослые жители поселка? Просто - танцуют. Танцуют все! Дети - на детских дискотеках, подростки и молодые люди - на своих. А все остальные - на вечерах "Кому за 30", которые проводятся в Доме культуры каждую пятницу. Причем танцам зачастую предшествует разнообразная культурная и игровая программа (тоже изобретение Аллы Захаревич и Павла Марчука). Все дискотеки, понятное дело, платные. Но случается и обратное. К примеру, как-то Марчук попросил местную ребятню убрать заброшенную территорию возле клуба, а взамен предложил "дармовые" танцы. Согласных с таким "бартером" набралось хоть отбавляй. Теперь возле ДК будет парк, а в будущем предполагается обустроить настоящую зону отдыха. И жителям в удовольствие, и клубу - прибыль.

Почти так же обстоят дела и в домах культуры деревень Олекшицы и Большие Эйсмонты. Отличие этих культурных точек от Пограничного лишь в том, что достались они сельчанам в качестве наследия той, советской, эпохи. Размах впечатляет - зрительные залы на 300 - 450 человек.

- Когда праздник какой-нибудь в деревне, здесь яблоку упасть негде. Сначала - торжественное собрание, потом - угощение и вечер танцев, - замечает мое удивление Анна Иосифовна Михаленко, заместитель председателя колхоза имени Ленина, куратор Олекшицкого ЦДК. И дабы подтвердить свои слова, выгружает на стол огромное количество видеокассет. - Сейчас в хозяйстве время горячее - прополка свеклы, уход за посевами, короче, не до праздников. Но показать кое-что из того, что было, - пожалуйста.

Новый год и Рождество, День защитников Отечества и 8 Марта, День Победы и внутриколхозная спартакиада, подведение итогов по животноводству и местные "Дажынкi" - далеко не все торжества, которые празднуют всей деревней и на долгую память снимают на видеокамеру. Анна Иосифовна рассказывает о танцующих в это время залихвацкую польку: "Вот девушки из бухгалтерии, а это механизатор, рядом - председатель колхоза и доярка, вот учительница, там - директор школы и наши ветераны войны... На наших вечерах нет разницы, какую должность ты занимаешь, какое образование имеешь и сколько получаешь. Отдыхают все вместе, каждый, как может".

В Больших Эйсмонтах, центральной усадьбе колхоза ордена Ленина имени Воронецкого, помимо ЦДК (где, кстати, к нашему приезду еще не успели убрать декорации после недавнего конкурса "Мини-мисс"), есть конноспортивная школа и школа искусств. В Олекшицах разводят своих оленей и благоустраивают территорию местного пляжа (расписывают яркими красками специально свезенные сюда с полей валуны) - чтобы к природе приобщиться, да и взору приятно. О досуге и отдыхе больших по меркам Берестовицкого района деревень (всего по 700 - 800 жителей) можно рассказывать долго. Но куда приятнее было заглянуть в крохотную деревушку Пыховчицы, где доживают свой век около 30 сельчан, и при этом жизнь здесь тоже бьет ключом. В одном здании, просторной сельской избе, размещаются клуб, библиотека, центр социальных и информационных услуг. Есть детская комната со всем необходимым инвентарем - на летние каникулы к старикам съезжаются внуки из больших и малых городов. По праздникам в местном культурном центре собираются все жители, устраивают сладкий стол, поют и танцуют под аккордеон.

За исключением Пыховчицкого и ему подобных крохотных клубов, остальные содержат себя сами. Кому-то райисполком помог закупить основную звуковую аппаратуру для вечеров отдыха, кому-то - сделать капитальный ремонт. Всю остальную "мелочь" - светомузыку, музыкальные центры, CD-проигрыватели, музыкальные инструменты культработники приобретают за средства, которые зарабатывают. В основном, это деньги, вырученные от проведения дискотек. Но никто на такую судьбу не жалуется. Ведь само существование тех же сельских клубов важнее удовлетворения меркантильных интересов. "Пока есть клуб, деревня будет жить, - считает Игорь Лебецкий. - После напряженного физического труда человеку нужен полноценный, насыщенный отдых. И обязательно, чтобы в удовольствие. Наши сельчане знают об этом не понаслышке".

Заметила я в Берестовицком районе одну замечательную особенность: здесь живут сплошь молодые люди. Нет, есть старики и старушки, "начинающие" пенсионеры и почтенные старцы. Только все они какие-то яркие, веселые, румяные да поджарые. Не потому ли, думается мне, что здесь четко знают - делу - время, а потехе - час. И, главное, делают это мастерски и от души.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter