Скромность хороша в меру

О саморекламе

Слово «самореклама» чаще употребляют с пренебрежительным оттенком. Занятие считается не слишком похвальным. Но уверен и настаиваю, что этим следует заниматься регулярно и даже агрессивно. Возможно, термин не самый точный. Пусть читатель подскажет, поняв, о чем речь.


Три новости. Первая: Президент Дмитрий Медведев посетил рудник «Восточный» в Мурманской области, где сел за руль БеЛАЗа и проехал на нем. Вторая: новое мыло сделает вашу кожу нежной и упругой. Третья: трактор установил мировой рекорд скорости.


Разницу видите? Про мыло вы слышите с утра до вечера, день за днем. Про Д.Медведева за рулем БелАЗа (событие имело место 6 апреля), боюсь, узнали только сейчас. Как и про трактор («Беларус», между прочим), который в Ростовской области разогнался по льду до скорости 121 км/час еще в феврале.


Кто хочет продаваться, конкурировать и выживать, тот заботится, чтобы брэнд был на виду и на слуху постоянно. Идет на уловки. Скажем, устраивает искусственный повод в виде чемпионата по скоростному поеданию своих бургеров или чего–то еще. Кому–то станет худо, зато брэнду — хорошо: звучит. Здесь повод сам идет к нам в руки, а мы — ни сном ни духом. Речь идет, как вы понимаете, не о продаже в вульгарном понимании — об имидже страны.


Новость о БелАЗе прошла в российских СМИ. Но разве потом она прокатилась волной по нашим? А ведь как можно было подать! На крупнейшем в мире производстве апатитового концентрата Президент самой большой страны проехал... правильно: на лучшем в мире самосвале. «Лучший в мире» — если и преувеличение, то небольшое.


Про БелАЗ в белорусском сегменте сети я нашел другую новость. Сегмент был оппозиционный, а новость — язвительная: БелАЗУ перешли дорогу. Смысл таков, что в России начали сборку японских «Комацу» и американских «Катерпиллеров». Других конкурентов в мире нет. Но БелАЗ выигрывает по соотношению цена/качество и окупается быстрее. Значит, лучше — и об этом надо говорить! А трактор? Ведь 20 лет отпахал трудяга МТЗ–80, прежде чем «заняться» спортом. Хватило же здоровья! Замечу, что новость (поскольку тюнинговали трактор ростовские умельцы) подали под заголовками: «В России создали уникальный гоночный болид», «Россияне установили мировой рекорд скорости на тракторе». Ладно, нам не жалко. Новые «Беларусы» еще лучше!


Где подробности, комментарии? Почему об этом мало говорим? Причин, пожалуй, несколько. У журналистов старой школы еще оскомина от передовиков, токарей–рекордсменов, конструкторов–новаторов... Юная смена «заточена» под иные информационные поводы. Нескольких дизайнеров одежды (причем иностранных) назовет каждый. А многие ли знают главных конструкторов БелАЗа и МТЗ, наших, родных, кующих славу всей стране? Разве не перекос? Старые кадры утратили нюх, молодые и не имели: спроса нет. Наконец, могут заподозрить: «Называешь брэнд? Скрытая реклама!»


Вот и думаю, упоминать ли «Каскад»? Наберите слово в поисковике — найдете наименование стрижки или жилого комплекса. Интернет «не знает» того, что потрясло меня на днях в Лиде. И я не знал про «Каскад», пока не получил редакционное задание побывать в Лиде.


Частное ЗАО построено с нуля. Здесь сделали 1.200 светильников для Большого театра оперы и балета, осветили (и украсили) Мирский замок, интерьеры Национальной библиотеки. Все светильники уникальны — как, например, в московском офисе «Газпрома», длиной в несколько этажей. Готовится коллекция для Ново–Афонского монастыря в Истре. Некоторые содержат тысячи деталей. Их делают на таких станках (от лучших мировых производителей) и по таким технологиям, которые легче представить в космической отрасли. Тончайшее литье, обработка с микронными допусками, гальваническое золочение и плазменное напыление: суперсовременное производство. Специалисты тоже уникальные, но все свои, лидские. На пространствах бывшего СССР ничего подобного нет. Уверен, вы об этом тоже не знали.


Встречавшийся в дни моей командировки с лидчанами первый заместитель Главы Администрации Президента А.Радьков заметил, что, скорее всего, не знают и минские архитекторы, дизайнеры. Призвал коллектив предприятия активнее продвигать свой брэнд, занимая ниши на постсоветских и мировых рынках. С такими технологиями можно делать не только светильники, но и бижутерию. Если потеснили итальянских и чешских стекольщиков, то почему бы не потеснить Swarovski? Впрочем, ЗАО обойдется без моих подсказок.


Вот какая самореклама — как повод для гордости — имелась в виду. Прошу не путать с самолюбованием. Проблемы в стране есть, их знаем, не избегаем называть. При этом страна (мы с вами) делает такие вещи, какие мало кто в мире умеет. Пример «Каскада» показывает, что возможности наши растут. Когда захотим — можем. А если можем, то и нужно говорить об этом без стеснения, громко и часто, как это и принято в маркетинге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter