Скрипичный мастер Владимир Хазанов: делаю по скрипке в год

Скрипичных дел мастер

Владимира Хазанова чаще всего знают как педагога — многие годы он преподавал в минской музыкальной школе № 10 имени Евгения Глебова, учил детей игре на скрипке, заведовал струнным отделением. А вот то, что музыкант сам изготавливает инструменты, известно уже гораздо более узкому кругу людей. Хотя скрипки, каждая из которых, как древний клинок, получает собственное имя, звучат не только в Беларуси, давно уже разлетелись по миру.



В советские годы к Владимиру Семеновичу, бывало, стояла очередь. Сейчас заказчиков меньше, однако мастер не жалуется: ему хватает. Тем более что создание скрипки — процесс не менее длительный, чем рождение ребенка.

— Больше одной в год я не делаю, — признается Владимир Хазанов. — Однажды попробовал сделать два инструмента — скрипку и альт, и не понравилось: тяжело. И морально, и физически, потому что я практически все выполняю вручную. И потом, лак должен сохнуть как минимум три летних месяца... Знаю, что некоторые мастера делают и по 2 – 3 скрипки в год, и по 4. Но они прикладывают механическую работу, я этого не люблю.

Инструментов — купленных, сделанных на заказ, придуманных самостоятельно — у Владимира Семеновича великое множество. Одних только миниатюрных рубанков целая линейка — мал мала меньше! А вот ровной поверхности скрипичных дек мастер добивается, обстругивая их ножом, — когда–то, в самом начале пути, пробовал пользоваться напильником, но не пошло. А вот ножичком, говорит, получается идеально.



— Мой идеал специальности всегда был инженер–конструктор, — объясняет мастер. — Но благодаря тому, что у меня отец–скрипач и мама–пианистка, я пошел по музыкальной линии. О чем не жалею — если бы этого не было, то многого бы не случилось, в том числе и скрипичного мастерства. Но с детства меня тянуло что–то сконструировать.

С детского возраста и началась его история: заболевший Володя лежал в кровати и слушал, как отец играет. Попросил принести ему ножик и кусочек дерева: так появилась его первая скрипка. Конечно, она не звучала, это была, как мы бы сказали, модель. Но именно с нее все и пошло. Годы учебы, семья, дети — вся жизненная и житейская карусель, конечно, отвлекала от воплощения мечты. Но сперва молодой музыкант попробовал ремонтировать чужие инструменты, потом взялся и за изготовление собственных. Многое подсказал ему ленинградский мастер Иван Кривов, однако до большей части секретов мастерства пришлось доходить самому: в отличие от Италии, где городок Кремона уже несколько столетий является мировым центром скрипичного производства, ни в СССР, ни на постсоветском пространстве школ для мастеров как не было, так и нет. Если кто и появляется на этом поле — то талант–самоучка, в процессе открывающий собственные америки.



— Поскольку я скрипач, мне было легче понять специфику инструмента, — считает Владимир Хазанов. — Хотя большинство скрипичных мастеров сами не играют. Тот же Страдивари ведь прославился не как выдающийся музыкант, а именно как создатель инструментов: да, он не играл, зато у него было видение, слышание тембра! Его гений был в том, что, выстукивая дерево, он уже знал, какой из него получится инструмент.

И мне наглядно демонстрируют, как мастера простукивают–прослушивают кленовые и еловые дощечки — и правда, звук серьезно разнится. К слову о дереве: известно, что для изготовления музыкальных инструментов материал нужен особый. Яблонька, спиленная на даче, не подойдет. Да и вообще, в Беларуси, увы, практически нет древесины, подходящей для скрипок.



— Местное дерево непригодно, — подтверждает Владимир Семенович. — Ну разве что клен из холмистых местностей, но тоже не очень. Наилучший клен — боснийский, альпийский, итальянцы и свой применяли. Карпатский подходит — вот у меня такой. Я еще при Советском Союзе взял прицеп, поехал в Карпаты, договорился с лесником, он дерево посушил... Этот клен до меня сох лет десять — и у меня лет тридцать, его уже мало осталось. Я знаю его свойства, знаю, какую толщину ему придать, как он зазвучит... А вот с елью проблемы. Наша ель на скрипки не годится, покупаю в Германии. Дерево хорошее, правда, дорогое — есть и по 200 евро. А ведь еще работать с ним надо, и не дай бог, плохо сделаешь — считай, что выкинул. Но каким бы хорошим ни было дерево, эти деки разные, у одних выше настройка, у других ниже, и все время приходится приспосабливаться. Иногда скрипка получается очень хорошо, а в другой раз то тембр слегка не тот, то сила звука — все это зависит от материала. Старые мастера очень бережно относились к дереву, потому что хорошее не так часто встречается. И иногда один ствол (а брали только комель, нижнюю часть) несколько поколений использовали: итальянцы очень часто передавали свое дерево по наследству ученикам.

Внутри каждого инструмента — фирменная этикетка с именем мастера и именем скрипки. Кстати, называть скрипки женскими именами — личная традиция мастера:

— Раньше я сам давал имена — жены, мамы, дочки... Теперь делаю по–другому. Если заказчик мужчина, спрашиваю, какое он хочет имя: скрипку могут назвать в честь матери, например, или сестры. Девушки нередко дают инструменту собственное имя. А вот пара альтов, которые я сделал, имена получила мужские. Но альты мне менее интересны, чем скрипки. У альта и струны другие, и настройки, и сам он побольше, и своя специфика звучания — очень отличающаяся. Скрипку сделать сложнее...



Что самое волнительное для мастера — услышать первые звуки готового инструмента. Ты не знаешь, что тебя ждет — восторг от прекрасно сделанной работы или острое чувство неудовлетворенности. Ради этого и стоит жить, говорит Владимир Хазанов. Не спать ночами, возиться с деревом, крутить так и эдак, подбирать хитрые приемы, секрет которых настоящий мастер не доверил никому. А я осторожно, как ребенка, держу в руках новую, еще безымянную скрипку — легкую, сладко пахнущую свежим лаком, уже живую и готовую запеть.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter