Скрестили быка с индыком

В НАЧАЛЕ года Новгородскую область посетила делегация белорусского Минсельхозпрода во главе с заместителем министра Василием Казакевичем. — Нас там принимали как дорогих гостей, — вспоминает первый заместитель генерального директора государственного объединения «Белплемживобъединение» Геннадий ГУНЕВ. — Но не это главное. Россияне очень высоко ценят достижения белорусского АПК в области животноводства. Особенно ценят белорусский крупный рогатый скот. Поэтому они охотно покупают его у нас. В «Белплемживобъединении» от них лежат десятки заявок.

Отдавая племзаводы в коммунальную собственность, рассчитывали на лучшее. А получилось как всегда...

В НАЧАЛЕ года Новгородскую область посетила делегация белорусского Минсельхозпрода во главе с заместителем министра Василием Казакевичем. — Нас там принимали как дорогих гостей, — вспоминает первый заместитель генерального директора государственного объединения «Белплемживобъединение» Геннадий ГУНЕВ. — Но не это главное. Россияне очень высоко ценят достижения белорусского АПК в области животноводства. Особенно ценят белорусский крупный рогатый скот. Поэтому они охотно покупают его у нас. В «Белплемживобъединении» от них лежат десятки заявок.

Конечно, продажа племенного скота важна для внешнеэкономической деятельности АПК. Однако не надо забывать и о своих интересах. В прошлой пятилетке в каждом районе построили по одному современному молочно-товарному комплексу. В этом году, согласно указанию главы государства, в каждом хозяйстве должно быть реконструировано по одной МТФ. Это без учета тех ферм, которые построят заново. Их набирается более сотни. И все эти объекты необходимо укомплектовать скотом. Да не лишь бы каким, а высокопродуктивным. Иначе планам на существенное увеличение производства молока не суждено будет сбыться. Во всяком случае, не в тех масштабах, на которые делается расчет.

— Плохого сценария я не предвижу, — говорит Геннадий Гунев. — Во-первых, у нас уже накоплен достаточный потенциал в формировании мощного ядра высокопродуктивных животных. По самым скромным подсчетам, в республике есть семь тысяч коров с годовым удоем 8 и более тысяч килограммов молока. Во-вторых, дальнейшему укреплению генетического потенциала животных будет служить Республиканская программа по племенному делу в животноводстве на 2011—2015 годы. Ряд ее положений сегодня уже успешно реализовывается на практике. Хотя, не скрою, есть и проблемы.

Главная роль в создании мощного потенциала дойного стада принадлежит, конечно же, «Белплемживобъединению». Ведь, согласитесь, плохую корову сколько ни корми, а молока выше ее физиологической продуктивности не получишь.

«Белплемживобъединение» базируется на шести госплемпредприятиях — по одному на область. Они снабжают генетическим материалом все сельхозорганизации, которые содержат у себя скот и специализируются на производстве животноводческой продукции. Причем речь не только о молоке. В сферу интересов госплемпредприятий входят также хозяйства, занимающиеся разведением как крупного, так и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей, домашней птицы.

На прошедшем недавно в «Белплемживобъединении» совещании констатировалось: в целом запланированные на 2011 год мероприятия по реализации Республиканской программы по племенному делу в животноводстве выполнены. Основной целевой показатель по темпу роста валовой продукции составил 109 при задании 104 процента. Уровень рентабельности реализованного госплемпредприятиями генетического материала составил 47,6 процента. Еще выше он по отдельным госплемпредприятиям. Так, в РУСП «Гомельгосплемпредприятие» он достиг 62,7 процента, РУСПП «Могилевское госплемпредприятие» — 53,4 процента.

— Цифры, может быть, и не дают представления о конкретике нашей работы, но они характеризуют востребованность продукции, которую производят госплемпредприятия, — говорит Геннадий Гунев. — Она полностью соответствует предъявляемым требованиям. Благодаря ей хозяйства имеют возможность формировать свои стада именно высокопродуктивными животными. Уже сегодня, к примеру, в наиболее развитых хозяйствах в основные стада вводят коров с годовым удоем от 8 до 12 и выше килограммов молока. Так что госплемпредприятия со своей задачей справляются в целом успешно.

До недавнего времени в состав «Белплемживобъединения» входили также племзаводы и селекционно-гибридные центры, которые непосредственно занимались выращиванием племенного молодняка из перспективного генетического материала и продавали его товарным хозяйствам. Однако теперь их передали из республиканской формы собственности в местную, коммунальную. Казалось бы, какая разница?

— Э, нет, — не соглашается Геннадий Гунев. — Мы теперь не можем с них потребовать соблюдения всех формальностей племенной работы, а они, эти формальности, в нашем деле очень важны.

Конечно, ни один из племзаводов или СГЦ, как говорится, себе не враг и не желает, чтобы его упрекали за некие отступления в племенной работе. Только местные власти — и это явление повсеместное — приравняли их к обычным товарным хозяйствам, заставили присоединить к себе по одному-двум отстающим СПК и спрашивают за общее производство продукции, но никак не за состояние племенной работы. Впрочем, и спросить-то особо некому: таких специалистов, как в «Белплемживобъединении», многие из которых имеют ученые степени и большой стаж практической работы, в районах нет. Да и в облсельхозпродах тоже.

К чему это приводит, можно судить хотя бы по такой статистике. В прошлом году задания по созданию селекционных стад не выполнило большинство племенных сельхозорганизаций. К примеру, племзавод «Закозельский» в Дрогичинском районе из планируемых 50 голов отчитался лишь за 19 животных, племзавод «Мухавец» в Брестском — соответственно из 450 только за 380, ЗАО «Возрождение» Витебского района ввело в стадо 78 из планируемых 110 голов...

— Я бы с радостью вернулся в «Белплемживобъединение», — признался один из руководителей племхозяйства Гомельщины. — Мне «нацепили» аж четыре бывших колхоза, и теперь не знаешь, чем заниматься: производством молока или племенной работой. Но ведь это не одно и то же! Словом, получилось, как в той поговорке: скрестили быка с индыком...

— Мы вовсе не стремимся подчинить себе всех и вся, — поясняет Геннадий Гунев. — Но ведь государственный контроль за ведением селекционной и племенной работы в стране должен быть! У нас каких только инспекций не учреждено. Не спорю, может, они все и нужны. Но почему нет инспекции по племенному делу? Между тем в европейских странах она есть. Мы отдали племзаводы в коммунальную собственность и скоро потеряем их именно как племхозяйства. Если ничего не предпринять, со временем они станут обычными товарными сельхозпредприятиями.

Впрочем, в Минсельхозпроде сообщили, что якобы уже рассматривается вариант возвращения племзаводов и СГЦ в состав «Белплемживобъединения». Только ведь в отдельных районах уже успели провести их акционирование. Так что неизвестно еще, что из этого получится.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter