Скрестили бульдога с носорогом

Выполнение  макроэкономических  показателей  зачастую  автоматически  перекладывают  на  плечи  предприятий

Выполнение  макроэкономических  показателей  зачастую  автоматически  перекладывают  на  плечи  предприятий

Американцы все умеют выражать в деньгах. Даже спортивные достижения. Например, ученые подсчитали, что большее количество олимпийских медалей завоевывают страны с более высоким объемом ВВП. Так лишний раз экономисты доказали, что этот макроэкономический показатель является основным в качественной оценке страны. Без соответствующей динамики роста ВВП говорить о повышении благосостояния граждан не приходится. Именно поэтому в макроэкономическом планировании на этот год требуется увеличить объем валового внутреннего продукта на 11 %. Задача непростая, амбициозная, но выполнимая. С точки зрения макроэкономической. А вот с позиции микроэкономики далеко не всем предприятиям и производствам целесообразно наращивать объемы выпуска продукции. Но соответствующие задания получили практически все субъекты хозяйствования. Правильно ли это? Не приносится ли в жертву в некоторых случаях количественный рост качеству показателей?

Спрос  вредных  привычек

Рост благосостояния населения приводит к увеличению потребительского рынка. С макроэкономической точки зрения с сей аксиомой не поспоришь. Только это правило распространяется на потребительский рынок в целом, а у каждого товара своя отдельная история. Все-таки запросы и потребности у богатых людей совершенно иные, чем у бедных.

Яркий пример — хлебопекарная и дрожжевая отрасли. В экономически тяжелые 90-е большинство населения откровенно старалось выжить. А поэтому спрос на дрожжи, муку и хлеб был достаточно высок. Не хватало у среднего белоруса средств ни на деликатесы, ни на готовые кондитерские изделия, а поэтому приходилось кроить свой рацион из караваев да домашней выпечки. С начала 2000-х большинство сограждан сумели вырваться за черту бедности. И спрос на дрожжи и батоны заметно снизился. У производителей образовались избыточные мощности. По объективным причинам в такой ситуации хотя бы на прежнем уровне производства, а точнее, сбыта удержаться. Где уж тут темпы наращивать? Можно, но тогда склады затоварятся выше предела разумного. И вместо прибылей дополнительные объемы продукции принесут только убытки.

А как выкручиваться производителям «вредных привычек»? Рынок табачной и ликероводочной продукции обладает удивительной инертностью. Количество курящих или выпивающих граждан год от года изменяется незначительно. Более того, в государстве поставлена социальная задача борьбы и с зеленым, и никотиновым змием. Если лозунги здорового образа жизни найдут поддержку у белорусов, то потребление никотина и алкоголя будет не увеличиваться, а снижаться. Отлично. Но как выполнять доведенные производственные показатели роста отраслевым предприятиям?! Некоторое время можно приучать людей потреблять более дорогие и качественные «вредные» продукты. Курить, но не папиросы, а сигареты с фильтром или ароматный табак.  Выпивать, но не дешевую водку, а коньяк или натуральное виноградное вино. Такая стратегия несколько лет позволит выдавать необходимые 10—11 % роста в денежном эквиваленте. В основном за счет вытеснения импортной продукции. А что делать сегодня, когда производители подошли к точке «насыщения» рынка?

Не  дразните  таможню

«Чтобы что-то купить, необходимо что-нибудь продать», — философски заметил Кот Матроскин из Простоквашина. Фактически выразил основную формулу открытой экономики. Чтобы приобретать за рубежом сырье, энергоносители, инвестиционное оборудование и ряд комплектующих, необходима валюта, которую стабильно получать возможно только за счет экспорта. Его, несомненно, необходимо развивать. Но далеко не все предприятия по объективным причинам способны выполнять этот показатель.

Белорусские спиртные напитки и табачные изделия отличаются хорошим качеством, получают премии на международных выставках… Чисто теоретически эта продукция конкурентоспособна на внешних рынках. Но практически ее туда никто всерьез не пустит. Во всем мире табак и алкоголь крайне тяжело пересекают национальные границы. Каждая страна старается продукцией «вредных привычек» обеспечить себя без посторонней помощи. И Беларусь не является исключением. Условия пребывания импортеров по этим товарным позициям с каждым годом становятся все более сложными. Но точно так же и наших «зеленых» и других «змиев» не ждут на заграничных полках. Своих хватает.

Ряд специалистов считают: к наращиванию экспорта необходимо подходить осторожно, учитывать различные факторы и характеристики «чужого» рынка. Увеличение поставок — и в физическом, и в стоимостном выражении — это отлично. В кратко­срочном периоде. Но далеко не всегда местные производители «прощают» повышенную активность. Могут посмотреть несколько месяцев, а потом поднять бучу и всеми правдами и неправдами показать иностранным конкурентам на дверь, в том числе и за счет административного ресурса. Такая ситуация получилась с сахаром, кондитерскими изделиями, летом кипели страсти вокруг белорусского сухого молока… Еще раньше Украина «перекрыла кислород» таможенными пошлинами отечественному рубероиду и искусственному меху… Сработала простая истина: в любом государстве бюджету милее собственный производитель, нежели за­граничный. Даже если он отстает по качеству и дороже по цене.

Словом, резкое наращивание экспорта в некоторых случаях может обернуться отрицательным экономическим эффектом. Как тут не вспомнить про маркетинговые исследования. Толковым изучением внутреннего рынка мало кто из производителей занимается, а внешние и подавно большинство оценивает умо­зрительно. По крайней мере, такой фактор, как конкурентная среда и возможная реакция местных производителей на усиление позиций, оценивается не на достаточном уровне…

Удивленный  капиталист

Прогнозные показатели, которые пытаются довести чуть ли не до каждого мало-мальски серьезного производителя, удивляют многих резидентов свободных экономических зон. Тем более что уставный капитал многих резидентов СЭЗ с иностранными корнями. А на Востоке и на Западе проблема достижения макроэкономических показателей является прерогативой органов государственного управления, а не частных субъектов хозяйствования. Капиталисты привыкли работать по бизнес-планам. Составляют их исходя из оценки рынка, собственных финансовых и технологических возможностей, множества других факторов. И показатели экономической деятельности конкретного предприятия могут разительно отличаться от средних по стране, региону, отрасли. Причем как в одну, так и в другую сторону.

В принципе, большинство производств развиваются «лесенкой». Провели модернизацию, увеличили мощности, освоили новый ассортимент, провели рекламную кампанию — объемы выпуска после таких мероприятий могут вырасти в разы за считанные месяцы. Потом происходит стабилизация, закрепляются завоеванные на рынке позиции, а параллельно происходит подготовка к новому прорыву вперед. Выдавать стабильно, из месяца в месяц один и тот же темп роста выпуска продукции — редко вписыается в бизнес-план и стратегию предприятий.

Наверное, назрела необходимость более индивидуально подходить к процессу планирования работы отдельных производств. И не втискивать их в прокрустово ложе «средних показателей». В конечном итоге макроэкономические показатели достигаются прежде всего использованием различных механизмов государственного регулирования экономики. И совершенно необязательно, чтобы все отрасли во что бы то ни стало увеличивали показатели производства, особенно если дополнительные объемы не увеличивают экономическую эффективность. Ведь многое зависит от внешних факторов: цены и доступности сырья, наличия рынка сбыта и так далее. Другой вопрос, что промышленное производство должно быть сбалансировано. И тогда будут обеспечиваться и основные социально-экономические показатели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter