Многозадачность: легко ли быть Цезарем

Скорость как иллюзия

В современном обществе умение выполнять сразу несколько дел считается уже практически обязательным. Да и при поиске работы, что бы это ни было — сфера бизнеса или коммуникаций, такая способность однозначно добавит веса вашему резюме. Но все это не более чем коллективный самообман. В действительности работать в режиме многозадачности могут единицы. И такая особенность является скорее отклонением от нормы. Для большинства людей этот фокус не по силам, причем по совершенно объективным причинам.

Фото  pexels.com

Лавры великих

Из исторической литературы мы знаем о людях вроде Александра Македонского и Наполеона Бонапарта, которые отличались просто бешеной работоспособностью. Они спали по четыре часа в сутки, прекрасно себя при этом чувствовали, одним полушарием мозга читали философские трактаты, вторым думали, как завоевать полмира. И что характерно — у них все это получалось. По крайней мере, до поры до времени. Но настоящим идеалом для современных трудоголиков является, конечно же, Юлий Цезарь, способность которого делать несколько дел одновременно стала притчей во языцех.

Безусловно, личности такого масштаба просто по определению должны обладать выдающимися качествами. Однако если брать конкретно Цезаря, то внимательное прочтение исторических документов вызывает серьезные вопросы. Уж очень все фантастично. Например, Плиний Старший в «Естественной истории» пишет о Цезаре: «…он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Другой хронист пишет, что Цезарь мог читать, писать и слушать доклады, не прерывая при этом беседы со своим секретарем. Честно говоря, такое даже визуально представить невозможно. 

Справедливости ради стоит заметить, что жизнь людей античности имела свои особенности. Например, юные римляне заучивали целые главы зубодробительных латинских текстов наизусть, и это было нормально. Еще сложнее приходилось политикам, которые готовились к публичным выступлениям, как современный человек к защите диссертации. Однако способностями Цезаря, насколько известно, никто из его современников все же не обладал.

Впрочем, Божественный Юлий был в достаточной степени умен, чтобы понимать, насколько важно создание правильного образа. И грамотно использовал каждую возможность пиара. Например, находясь на трибуне на гладиаторских поединках он практически не смотрел на арену, а занимался изучением бумаг (за что был одновременно и уважаем, и порицаем общественностью). Говорят, все объяснялось просто: как военный-практик сражения на потеху толпы полководец не любил, но поскольку положение обязывало, вынужден был посещать такие мероприятия. Видя, насколько властелин при этом занят, граждане Рима преисполнялись дополнительным уважением к его уму и способностям. Вот так уже с народной стороны подкреплялась легенда о том, что Цезарь может делать одновременно сразу несколько дел.

Возможно, но есть нюанс

Современная наука категорично утверждает, что выполнять несколько задач параллельно можно только в том случае, если речь идет о механических действиях. Например, вы пилите дрова и при этом еще едите бутерброд. Но интеллектуальные упражнения по такому же принципу мозг просто не осилит. Все дело в способе обработки информации. Поясним на элементарном примере.

Представьте, что вы стоите между двумя людьми, один из них что-то говорит вам в правое ухо, другой — в левое. Вы будете воспринимать шумовой фон, но понять смысл сможете, только если сосредоточитесь на одном собеседнике, игнорируя второго. Точно так же невозможно думать две мысли одновременно. Информационный канал-то у нас один, и от этого никуда не денешься.

Однако возникает справедливый вопрос: почему мы не можем думать обо всем сразу, если буквально каждый день этим занимаемся? Например, женщины одновременно с разговором по телефону и помешиванием супа могут накладывать косметику, причесываться, мужа пилить и ребенка воспитывать. Но одномоментность процесса в данном случае — не более чем иллюзия.

Нейрофизиологи на основе анализа электрических сигналов мозга подсчитали, что за сутки у нас рождается (так и хочется добавить — и умирает) примерно 6200 мыслей. Однако «думаются» они строго по очереди. И с точки зрения науки, способность к многозадачности напрямую зависит от скорости переключения между этими самыми задачами конкретных нейронных цепочек. Настоящая многозадачность — умение концентрироваться только на одном деле в течение определенного времени, переключаясь на другое в строго установленный момент и полностью погружаясь в новую работу.

Так вот кому-то для этого на самом деле требуется меньше времени (это классический «многостаночник»), кому-то совсем мало (как раз вариант Юлия Цезаря). А кто-то говорит, что у него от обилия дел «голова пухнет». И как раз последний вариант — нормальная реакция мозга, который суеты не переносит от слова «совсем». Ведь ему нужно любую информацию принять, зарегистрировать, а затем отнести и положить на полочку с порядковым номером. И тут вы со своей беготней… При таком «перегреве» он тоже сначала идет на хитрость: втихаря игнорирует некоторые поступающие сигналы, чтобы снизить нагрузку. И что бы мы там себе ни думали, все равно выбирает какую-то одну задачу, на которой и концентрируется. Если же издеваться над мозгом долгое время, он вообще начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной, а какую игнорировать. В итоге просто психанет и устроит вам нервный срыв, чтобы неповадно было. А сам в это время хоть отдохнет…

На переключение между задачами может уходить всего несколько десятых долей секунды, но постепенно это время накапливается. В итоге мы работаем медленнее, ведь каждый раз приходится еще и вспоминать всю информацию, касающуюся «параллельного» дела. При этом копятся чисто системные ошибки, разбираясь с которыми мозг устает больше, чем при сосредоточенной работе над чем-то одним.
В ТЕМУ

Подросток, одним ухом слушающий плеер, а другим — разговор по мобильному телефону, не отводящий взгляда от экрана монитора, может стать символом ребенка современности. Это так называемое поколение Z, или зуммеры (термин, применяемый для поколения людей, родившихся примерно в период с 1997 по 2012 год). Они активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Действительно, мозг современного подростка отличается повышенной нейропластичностью. Однако многозадачность для него все равно процесс неприемлемый. В итоге получается перекос. В чем это выражается?

Знания, усваиваемые таким образом, оказываются неглубокими (что называется, хватаются по верхам). Увеличение скорости прохождения информации и бешеная частота переключений между задачами становится привычной, но «компьютеризация» плохо сказывается на способности к анализу и формировании образной речи. Например, замечено, что современным детям (конечно, тем, кто хорошо учится) ни по чем зубодробительные математические задачи, но при этом большинство просто впадает в ступор, если нужно написать сочинение по литературе. А вот у их родителей в свое время все было с точностью до наоборот.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter