"Скорое" пополнение

Врачи минской неотложки пересаживаются на новые «ситроены» Как рождаются эти автомобили, выяснила «Р». Мы привыкли, что «скорая помощь» — это неудобный автомобиль, в котором пациента если уж не растрясет, так точно укачает. В последние два года это утверждение для столицы практически не актуально. В городе реализуется программа модернизации автопарка службы 103: на смену старым «газелям» приходят новенькие «ситроены» и «фольксвагены». Журналист «Р» своими глазами увидела, где они собираются, чем отличаются от старых машин и как работают на линии. Неотложка «под ключ» Минский район, деревня Обчак. Предприятие «Юнисон». Именно здесь рождаются «скорая помощь» и реанимобили на базе «ситроена». — Мы собираем не только машины для медиков, но и другую спецтехнику — для МЧС, людей с ограниченными возможностями и так называемые маршрутки, — рассказывает «Р» Александр Воротынцев, начальник конструкторско-технического отдела. — Специальную технику делаем только под заказ, на складе она не застаивается. С чего все начинается?
Врачи минской неотложки пересаживаются на новые «ситроены»Как рождаются эти автомобили, выяснила «Р»
  

Мы привыкли, что «скорая помощь» — это неудобный автомобиль, в котором пациента если уж не растрясет, так точно укачает. В последние два года это утверждение для столицы практически не актуально. В городе реализуется программа модернизации автопарка службы 103: на смену старым «газелям» приходят новенькие «ситроены» и «фольксвагены». Журналист «Р» своими глазами увидела, где они собираются, чем отличаются от старых машин и как работают на линии.


Неотложка «под ключ»



Минский район, деревня Обчак. Предприятие «Юнисон». Именно здесь рождаются «скорая помощь» и реанимобили на базе «ситроена».

Мы собираем не только машины для медиков, но и другую спецтехнику — для МЧС, людей с ограниченными возможностями и так называемые маршрутки, — рассказывает «Р» Александр Воротынцев, начальник конструкторско-технического отдела. — Специальную технику делаем только под заказ, на складе она не застаивается.

С чего все начинается? С тендера и техзадания. Прежде чем приступить к сборке «скорой», инженеры-конструкторы обсуждают детали будущего автомобиля, специалисты проектируют его в 3D-измерении. У каждого заказчика свои технические требования к комплектности, конструкции и перечню медицинского оборудования.

— Одним требуется оборудование конкретной фирмы, другие указывают лишь страну-производитель, — продолжает начальник отдела. — Смотрите, в эту машину нужно установить американский дефибриллятор, российский аппарат искусственной вентиляции легких и итальянский небулайзер. Разумеется, укомплектуем так, как надо.

Интересно, во сколько обходится авто «под ключ»? И сколько их с конвейера завода уже сошло?

— На базе «газели» за два года мы собрали 160 автомобилей скорой помощи. На базе «ситроена» (а эту марку мы собираем с 2012-го) — 17 автомобилей плюс 3 реанимобиля. Конечная цена машины зависит от стоимости базы и медоборудования.

«Скорую помощь» в Беларуси собирают только здесь?— Нет. Мы не единственные отечественные производители. И у нас жесткая конкуренция. В той же России специализированные заводы выпускают ежемесячно сотни автомобилей.


Собрать за 160 часов

Идем в сборочный цех. Сейчас здесь собирается 10 машин. На глаза попадается реанимобиль. Он уже почти готов к эксплуатации. Внутри салона вижу кондиционер, деревянные шкафчики, складные кресла, точечное освещение и подставку под носилки. Не хватает только медицинского оборудования. Особенность автомобиля — раздвижные двери с двух сторон. За той, что со стороны водителя, спрятаны кислородные баллоны и бачок для воды, что экономит место в салоне. Приблизительно так будут выглядеть и обычные машины «скорой». Правда, без медоборудования. Его и необходимые медикаменты сотрудникам выдает станция скорой помощи.

Интересно, а как автомобили собираются «с нуля»?

— Так выглядит пустая база, поступающая к нам из Европы, — показывает на железный кузов машины Игорь Бедункевич, начальник цеха сборки. — В ней демонтируют перегородку между кабиной водителя и салоном, саму машину отправляют на сварочный пост, где делают специальные закладные для поддержки потолка и крепления сидений. Там же вырезают оконные проемы. После все покрывают антикоррозионным составом. А потом машина попадает к нам.

Первой монтируют электропроводку. Затем утепляют потолок и стены салона, зашивают их готовыми панелями. Потом клеят пол, вставляют стекла. И монтируют вебасто — автономный обогреватель для салона. Подхожу к одной из машин. В ней молодой рабочий устанавливает железную конструкцию.

— Возвращаю перегородку на место, — объясняет Василий Есипович, слесарь участка спецтехники. — Сначала поставлю ее, а потом и «мебель» можно заносить.

Через полчаса деревянные полки и шкафчики выстраиваются вдоль борта внутри салона. Замечаю в углу умывальник. Для чего он?

— Так положено по техническим требованиям, — объясняет Игорь Викторович.

Следующий этап — установка сидений, носилок и медицинского оборудования. Последний штрих — проблесковый маячок на крыше и наклейки со знаком 103 и логотипом фирмы на бортах автомобиля. На все про все — чуть больше недели.

— Это если все комплектующие под рукой, — объясняет Игорь Бедункевич. — На базе «ситроена» «скорую помощь» собираем в среднем за 160—220 часов, на базе «газели» — вдвое быстрее. Полный же цикл от закупки базы и до выезда автомобиля из цеха может растянуться на пару месяцев.


Тяжкий груз носилок

Один из пяти «ситроенов» сборки этого года работает на подстанции скорой медицинской помощи № 9 города Минска.

— Этот автомобиль сейчас «обкатывает» бригада интенсивной терапии, — объясняет заведующая Людмила Малахова.

Чтобы прочувствовать разницу между старой и новой машиной, напрашиваюсь на вызов. И уже через минуту мчусь с бригадой реаниматологов в кафе в центр столицы. По информации дежурного, там женщина потеряла сознание.

В салоне авто довольно прохладно, несмотря на автономную печку для обогрева салона. Сумка с кардиографом лежит на носилках, а оранжевый чемоданчик фельдшера стоит у его ног. Увы, шкафчики внутри салона слишком узки для объемных сумок. А вот ход машины намного мягче, чем у «газели».

Десять минут — и мы на месте. Пока бригада приводит в чувство женщину, разговариваю с водителем.

— Автомобиль неплохой. Правда, мне не очень нравится широкая подножка с правой стороны: боялся даже, что во время парковки задену соседний автомобиль или человека. Если сравнивать все машины, на которых я работал, то удобнее всего был «рено».

Врачи выносят довольно грузную пациентку. Женщину кладут на носилки и ставят их в салон. Мне кажется, что мужчины-медики делают это с некоторым усилием.

— Носилки железные и очень тяжелые, — переводит дух фельдшер. — Это существенный минус. Их и пустыми-то не сразу поднимешь. Прибавьте к ним вес пациента.

Интересно, а как с такими железными «монстрами» управятся хрупкие женщины, которых в бригадах «скорой» процентов 80?

Пока едем в больницу, обращаю внимание еще на одну мелочь — на бортики носилок. Они низковато смонтированы, из-за чего пациентка едва не сваливается с каталки, особенно при поворотах. Не знаешь, за кого или за что хвататься: за человека, чтобы тот не упал, или за капельницу. Думаю, врачам не очень комфортно. А вот что в салоне по-настоящему удобно, так это сиденья. Здесь они, в отличие от старых моделей, с регулируемыми спинками.

— Спина за это нам говорит «спасибо», — улыбается фельдшер. — Вообще, мы рады, что приходят новые автомобили. Одно пожелание: чтобы при их комплектации прислушивались и к нашему мнению. Ведь именно нам дежурить на них по 12 часов в смену.


 КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Александр ЖИНКО, главный врач Минской городской станции скорой медицинской помощи:

— Неудобства в новых автомобилях выявляются в процессе их эксплуатации. Мы собираем все замечания и пожелания сотрудников и направляем их производителям спецтехники. И к нам прислушиваются. Те же кресла с регулируемой спинкой — наше пожелание. Свой автопарк мы постепенно обновляем. Так, в прошлом году он пополнился тремя десятками машин, в этом их придет около 40. Мы уже наполовину, а в столице работает более 150 бригад, оснащены импортными автомобилями. Лучше ли они предыдущих машин? Несомненно. Хотя бы потому, что автомобили марки ГАЗ служат около 5 лет, а автомобили на базе ведущих европейских производителей — 10 лет и дольше.

Елена МИСНИК, «Р» 

На снимках: так на «Юнисон» собирают «скорую помощь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter