Скорбь Скорбященской обители. История забытого московского монастыря

Уже почти 20 лет прошло с тех пор, как гонения на религию в России прекратились, а официальная политика воинствующего атеизма была отвергнута. Тысячи православных храмов и монастырей оказались вновь открыты для верующих, воссозданы многие обители и центры духовного просвещения. Москва как столица России в этом отношении занимает одну из лидирующих позиций. Однако в столице по сей день есть поруганные и изувеченные до неузнаваемости храмы, до сих пор не возвращенные верующим. Яркий пример  – Скорбященский монастырь на Новослободской улице, один из последних монастырей, основанных в Москве до революции.

К сожалению, немногие жители сегодняшней Москвы помнят эту обитель. А ведь на рубеже XIX–ХХ веков Скорбященский монастырь был известен на всю Первопрестольную! Современники считали, что как центр духовного просвещения и богословского образования он может сравниться со Свято-Троицкой Сергиевой и Александро-Невской лаврами.
По преданию, район будущей обители – территории между Новослободской, Тихвинской улицами, Вадковским переулком и Сущевским валом – служил местом уединения и молитвы для Василия Блаженного (до середины ХХ века тут даже существовал Васильевский пруд, названный в честь святого). В конце XVIII века здесь находилось владение вдовы действительного статского советника Надежды Васильевны Шепелевой, которое после ее смерти в 1840-х годах перешло к князю Сергею Владимировичу Голицыну. Из-за несовершеннолетия нового владельца на летнее время земли с большим парком в придачу сдавались в аренду под разные развлекательные заведения: так, некоторое время здесь помещался Немецкий клуб, потом сад Тиволи Карла Раппо.
В 1837 году решено было строить Храм Христа Спасителя не на Воробьевых горах, как предполагалось сначала, а в Чертолье, на месте древнего Алексеевского монастыря. Перед митрополитом Московским Филаретом встала проблема перевода старой обители на новое место. Владыка предложил перенести ее к Тихвинской церкви в Сущеве, то есть примерно туда же, где впоследствии возник Скорбященский монастырь. Этого не произошло лишь из-за ошибки: архимандрит Даниловского монастыря Гавриил, которому было поручено осмотреть новое место, перепутал указанную церковь с Тихвинской (или по главному престолу – Крестовоздвиженской) в Красном Селе. Туда в результате и перевели Алексеевскую обитель. Несмотря на ошибку архимандрита Даниила, митрополит Филарет одобрил перевод обители в Красное Село. Однако тогда же он предрек, что и в Сущеве будет монастырь.
Слова московского пастыря не остались пустым звуком: 18 октября 1856 года он освятил домовую церковь во имя Богоматери «Всех скорбящих радость». Она была устроена для продолжительно болевшей княгини Параскевы Николаевны Голицыной, супруги Владимира Сергеевича Голицына, отца Сергея Владимировича (к тому времени сдача этой земли в аренду прекратилась, здесь стали жить Голицыны). Казалось бы, маленькая домовая церковь, расположившаяся в восточной стороне княжеского дома, имела значение лишь для семьи Голицыных и со смертью княгини Параскевы Николаевны по закону должна была быть упразднена. Но именно ей суждено было стать ядром будущего монастыря. В 1861 году, после смерти Владимира Сергеевича, его безутешная вдова решила выехать из Москвы, оставив поместье. По совету митрополита Филарета при домовой церкви был организован приют для иногородних монахинь-сборщиц. В 1865 году, после перехода земли и дома в собственность княжны Александры Владимировны, последовало разрешение на открытие такого приюта, которое состоялось 11 ноября того же года. А в августе 1889 года княжна обратилась к епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». 16 сентября 1890 года состоялось открытие монастыря, который помимо территории в Москве владел еще и пожертвованными княжной Голицыной 60 десятинами земли в Московском уезде. Штат новой обители включил игуменью, казначея, 15 монахинь и соответствующее число послушниц. Также при монастыре была больница. Княжна Голицына сохранила за собой западную часть дома, в которой осталась жить. Так было положено начало Скорбященскому монастырю.
Для новой обители требовался обширный собор, соответствующий монастырскому статусу. Поэтому почти сразу же после открытия была начата подготовка к построению соборного храма во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова. Как было принято до революции, на строительство храмов жертвовали богатые и состоятельные люди, заботившиеся о спасении своей души. Так произошло и здесь: новой обители помогла воскресенская купчиха Акилина Алексеевна Смирнова. Закладка собора была торжественно совершена 26 мая 1891 года. По задумке архитектора, храм был выстроен в русско-византийском стиле. Основание храма представляло не вполне правильную форму креста. Собор был увенчан пятью главами, стиль куполов соответствовал общему характеру здания: подобно всем главам старинных русских церквей, они суживались вверху и увенчивались восьмиконечными крестами. На западной стороне, над самым входом в храм, как бы на кровле лежало восьмиконечное основание колокольни. В ней имелись традиционные окошки-слухи – для большего распространения звука. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и формы. Не менее красив он был и изнутри: светлый, с четырехъярусным иконостасом и киотами прекрасной работы.
Работы продолжались два с половиной года. За это время храмоздательница А.А.Смирнова, в иночестве Рафаила, скончалась, и ее похоронили возле храма. Эта могила, над которой вскоре была построена часовня в русском стиле с мраморным иконостасом, положила начало кладбищу Скорбященского монастыря. Оно было открыто в начале 1894 года и постепенно стало одним из самых известных новых некрополей Москвы. На кладбище Скорбященского монастыря были похоронены многие состоятельные москвичи, купечество, священнослужители, инженеры, врачи, адвокаты. Среди последних – знаменитый адвокат Ф.Н.Плевако, скончавшийся в 1908 году. Интересна эпитафия на его могиле: «Не с ненавистью судите, а с любовью судите, если хотите правды».  Здесь также был погребен известный публицист-патриот
В.А.Грингмут, редактор «Московских ведомостей». На его могиле в 1909 году был сооружен большой гранитный памятник по рисунку Васнецова. Со временем кладбище стало занимать большую часть территории монастыря и превратилось в главный источник его доходов.
Монастырь развивался, приобретая все большую известность. В 1891 году освящен храм-усыпальница воскресенских купцов Обуховых в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 20 августа 1900 года освящен построенный в 1897–1900 годах храм архангела Рафаила (в память инокини Рафаилы), устроенный сначала при монашеской трапезной, а затем ставший училищным. На кладбище на средства купца из Сергиева Посада Ивана Ефимовича Ефимова (он же закончил строительство храма Всемилостивого Спаса после смерти инокини Рафаилы) в 1908–1910 годах сооружен храм в честь Трех Святителей. В 1898–1900 годах монастырь, на тот момент самый большой в Москве, обнесен длинной каменной оградой.
Вместе с тем монастырь превращался и в образовательно-просветительский центр: сначала в 1900 году открывается церковно-приходская школа, а когда для нее в 1909–1910 годах  было выстроено новое трехэтажное здание, она преобразуется в 8-классную духовную гимназию. Незадолго до Первой мировой войны планировалось открыть Женский богословско-педагогический институт. Война замедлила этот процесс, но все же 8 ноября 1916 года в Скорбященском монастыре открылись Высшие женские богословско-педагогические курсы. Это был один из первых опытов высшего богословского образования в России, продлившийся, к великому сожалению, ничтожно мало – революция, считавшая церковь своим врагом, смела это начинание.
Скорбященский монастырь воспринимался современниками как новый центр Православной церкви, причем не только в масштабах Москвы, но и всей России. Но после 1917 года его история была насильственно прервана. В течение ХХ века монастырь, последний храм которого был закрыт в 1929 году, постепенно разрушался: сначала не стало церкви в честь иконы «Всех скорбящих радость», с которой начиналась обитель, затем в 1960-е годы снесены храмы Тихвинской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1978-м настала очередь и церкви Архангела Рафаила. Самым варварским образом начисто было разрушено кладбище монастыря, лишь некоторые захоронения были перенесены на другое место (например, прах Плевако) да уцелела часовня инокини Рафаилы. Вплоть до 1990-х годов в городском детском парке №1, устроенном на месте кладбища, находили остатки могильных плит, а иногда и кости… Разрушенной оказалась и каменная ограда. Главный храм монастыря, собор Всемилостивого Спаса, едва не повторил участь других церквей обители, но общественность вступилась за него.
Что же в результате уцелело? Сохранился соборный храм, лишенный глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен сбоку), совершенно потерявший свое внутреннее убранство, часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий и измененное до неузнаваемости здание гимназии. Еще несколько лет назад на Тихвинской улице сохранялся небольшой участок монастырской стены, но затем и его снесли в связи со строительными работами неподалеку… Церкви возвращено в 1995 году только здание келий, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса. Сам же собор с советских времен занят Московским государственным технологическим университетом «Станкин». На территории кладбища выстроено несколько жилых домов, все так же находится детский парк, все так же периодически происходят страшные находки – оказываются потревоженными останки людей. Так, например, крупное захоронение было обнаружено 11 августа 2006 года при раскопке котлована для строительства жилого дома.
Однако уже есть приход храма Всемилостивого Спаса, борющийся за возрождение собора, – пока службы совершаются в здании келий. Часовня над могилой инокини Рафаилы несколько лет назад была вновь покрашена, приведена в порядок и увенчана главой с крестом, сейчас она тоже принадлежит приходу. По благословению настоятеля о. Александра Ильяшенко прихожанами храма создан сайт «Православие и мир» (www.pravmir.ru), ставший за пять лет своего существования одним из крупнейших русскоязычных православных ресурсов в сети Интернет. Все это дает основание надеяться на сохранение и возрождение хотя бы тех осколков былого монастыря, которые пощадили время и люди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter