В Беларуси развивается судоходство

Скользящие по волнам

Протяженность водных путей Беларуси — 2,5 тысячи километров. Страна у нас небольшая, автомобильные дороги хорошие, поэтому внутренние перевозки речным транспортом хоть и существуют, но развиваются слабо. Пока. Сегодня Беларусь активно ведет модернизацию водных путей, чтобы соответствовать требованиям европейской квалификации. Транзит — отличная перспектива. Масштабные проекты стимулируют развитие региональных: энтузиасты в нынешнем году организовали первый в Беларуси судоходный фестиваль.


Еще в 1950–е годы появилась идея создания магистрального — от Днепра до Вислы — пути международного значения с обозначением Е–40. Старт «новой старой» идее дан весной 2014 года в Бресте. Тогда был подписан меморандум между Беларусью, Украиной и Польшей о воссоздании пути Днепр — Буг — Висла — Одер. Идет активная работа, и в декабре 2015 года в Люблине состоится 3–я сессия Комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения Е–40 на участке Днепр — Висла. Там представят технико–экономическое обоснование проекта. Это первый этап. Будут деньги, начнется второй — проектирование. И только потом — реализация.

Недавно журналистам белорусских и зарубежных средств массовой информации заинтересованные организации показали, как в Беларуси обновляются гидротехнические сооружения. За счет бюджета.

Из 11 гидроузлов реконструированы уже пять. Они обрели вторую жизнь и соответствуют высоким параметрам международной классификации. Возьмем, к примеру, гидроузел Кобрин. Самый крупный в стране, с перепадом воды в 5 метров 40 сантиметров. Раньше процесс шлюзования занимал более часа, сейчас — около 15 минут.

Однако в месяц через гидроузел проходят 15 — 20 судов. Негусто...

Сейчас по белорусским рекам перевозится до 1 миллиона тонн грузов. В планах — не менее четырех миллионов. Щебень из Микашевичей, песок, калийные соли из Петриковского месторождения... На Пинском судостроительном заводе строят два нефтеналивных танкера, которые будут использоваться для перевозки нефтепродуктов из Мозыря в Брест.

Беларусь заинтересована в транзите. И для Европы дополнительная транзитная нитка по воде как нельзя кстати.

Созданию нового пути «из варяг в греки» протяженностью более 2 тысяч километров препятствуют несколько запущенных речных участков. От Бреста до Херсона пройти по воде можно. Узкое место — участок Западного Буга от Бреста до Варшавы. В Бресте — глухая плотина. Дальше — дикая река без гидросооружений, без путевых работ и расчистки. Разработаны три варианта восстановления участка до Варшавы. А также несколько вариантов соединения польского (будущего) судоходного участка с белорусским.

Когда можно будет беспрепятственно попасть из Балтийского моря в Черное и наоборот? Вопрос времени и не одной сотни миллионов долларов.

Грузоперевозки по рекам дешевле, чем по земле. А вот пассажирский речной транспорт недешев. Сегодня на балансе Белорусского речного пароходства 10 пассажирских судов. Прогулочных. Катают по воде в Бресте, Пинске, Могилеве, Гомеле и Речице, а также на Заславском водохранилище. За период навигации перевезено чуть более 99 тысяч туристов. Меньше, чем в минувшем году.

Но суда для прогулок с пассажирами пока не пользуются водным путем Е–40. Хотя на ряде гидроузлов есть инфраструктура для таких путешествий. Возможно, первым опробует новые возможности воды круизный теплоход для туристических и экскурсионных перевозок, который будет курсировать по маршруту Брест — Киев. Судно длиной 43,6 и шириной 7 метров, с рестораном и казино, достраивает Пинский судостроительный завод. В следующем году — спуск на воду. Секретарь Комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения Е–40 на участке Днепр — Висла Андрей Рекеш отметил, что круизный теплоход — это не пассажирское судно по доставке пассажиров из пункта А в пункт Б, поэтому будет идти со скоростью не более 20 километров в час, и удовольствие путешествовать на нем будет стоить недешево.

Пока большие планы ждут больших денег, энтузиасты действуют. В 2015 году в Беларуси прошел первый судоходный фестиваль. Малая боевая ладья «Ятвяг», построенная тремя реконструкторами из Лиды, опробовала воды Немана. Владельцы агроусадьбы из Кобринского района с помощью ремесленников построили корабль «Слейпнир» (скользящий, волшебный восьминогий конь в мифологии). Недавно состоялся тестовый спуск судна на воду и заплыв по реке Мухавец.

Вероятно, стоит сесть за весла в хорошей компании и посмотреть туристические маршруты, которые предлагают владельцы агроусадьбы. Но — весной. В нынешнем году навигация закончена...

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 214 (24844). Четверг, 5 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter