Что стоит за нефтяными предложениями России?
Скользкие решения на нефти
Еще в конце прошлого года в российскую печать просочилась информация о том, что правление ОАО «РЖД» рассматривает возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ в российские порты Северо–Запада. Без такой скидки поставлять нефтепродукты на экспорт через российские порты выходило дороже. И вот на этой неделе В.Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в балтийских странах:
— Это не какие–то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где–то в другом месте.
Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не стал лукавить:
— У нас есть проблема с загрузкой российских портов. И есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию.
Экономическая логика такого перенаправления грузовых потоков для России очевидна. Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году наша страна поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, причем примерно две трети от этого объема — в ЕС. В этом году объемы поставок будут еще больше — благодаря разрешению нефтегазовых разногласий Минска и Москвы.
Однако экономическая выгода для Беларуси пока под вопросом. Во–первых, у нас имеются долгосрочные соглашения со странами Балтии на перевозки по литовским и латвийским железным дорогам. И разрыв таких соглашений в одностороннем порядке неминуемо повлечет за собой огромные убытки в виде выплаты неустойки. Во–вторых, даже первый вице–президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает несовершенство тарифной политики своих железнодорожников:
— РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок.
Белорусский политолог Петр Петровский в предложении российской стороны не видит ничего нового:
— Такие предложения звучали и прежде. РЖД и в прошлом году предлагали варианты транзита через российскую территорию и порты. Тогда скидки варьировались от 20% до 50% — но эти скидки, как я понимаю, не покрыли бы тех потерь, которые мы бы получили в случае переориентации нашего транзита с прибалтийских портов в российские. Поэтому главное — формула скидок, которая бы перекрывала все издержки нашей стороны.
Аналитик увязывает предложение В.Путина с реакцией Москвы на антироссийские санкции Запада:
— Сегодня стоят вопросы о «Северном потоке–2», о так называемом «Турецком потоке». И если прессинг США в отношении Евросоюза достигнет такого уровня, что ЕС не сможет отказать США в заморозке этих проектов, то Россия будет еще более интенсивно проводить в жизнь линию диверсификации транзита энергоносителей на свою территорию. Иными словами, Россией ведется подготовка «дорожной карты» по дальнейшему наращиванию экономического патернализма. В том числе и с использованием механизмов ЕАЭС и Союзного государства.
Как быть в этой ситуации нашей стране? Мнение Петра Петровского таково:
— Для Беларуси нынешняя ситуация может обернуться и плюсом. К сожалению, литовская сторона сегодня не всегда корректна в отношении нашей программы мирного атома. А теперь мы можем включить в повестку обсуждения транзита через Литву более корректное и толерантное отношение к нашей атомной программе. С другой стороны, в мировой энергетической сфере существует практика подписания пакетных соглашений. Эта практика четко говорит: страна, предлагающая включить в такой пакет соглашение о транзите переработанных энергоресурсов через свою территорию, должна исходить из общей прибыльности этого транзита для страны–переработчика. То есть вопрос этот — сугубо экономический.
Марат ОРЕХОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.