Скользкие решения на нефти

Что стоит за нефтяными предложениями России?

Экономика первична или политика? Извечный политологический спор на этой неделе вновь забуксовал, поскользнувшись на нефти. Как мы уже сообщали, Президент России В.Путин предложил прописывать для наших НПЗ условие использовать сугубо российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Цель понятна — забрать коммерчески выгодные грузы у стран Балтии, политические отношения с которыми у России не всегда благополучны. Но ведь существуют и экономические интересы Беларуси.


Еще в конце прошлого года в российскую печать просочилась информация о том, что правление ОАО «РЖД» рассматривает возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ в российские порты Северо–Запада. Без такой скидки поставлять нефтепродукты на экспорт через российские порты выходило дороже. И вот на этой неделе В.Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в балтийских странах:

— Это не какие–то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где–то в другом месте.

Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не стал лукавить:

— У нас есть проблема с загрузкой российских портов. И есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию.

Экономическая логика такого перенаправления грузовых потоков для России очевидна. Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году наша страна поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, причем примерно две трети от этого объема — в ЕС. В этом году объемы поставок будут еще больше — благодаря разрешению нефтегазовых разногласий Минска и Москвы.

Однако экономическая выгода для Беларуси пока под вопросом. Во–первых, у нас имеются долгосрочные соглашения со странами Балтии на перевозки по литовским и латвийским железным дорогам. И разрыв таких соглашений в одностороннем порядке неминуемо повлечет за собой огромные убытки в виде выплаты неустойки. Во–вторых, даже первый вице–президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает несовершенство тарифной политики своих железнодорожников:

— РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок.

Белорусский политолог Петр Петровский в предложении российской стороны не видит ничего нового:

— Такие предложения звучали и прежде. РЖД и в прошлом году предлагали варианты транзита через российскую территорию и порты. Тогда скидки варьировались от 20% до 50% — но эти скидки, как я понимаю, не покрыли бы тех потерь, которые мы бы получили в случае переориентации нашего транзита с прибалтийских портов в российские. Поэтому главное — формула скидок, которая бы перекрывала все издержки нашей стороны.

Аналитик увязывает предложение В.Путина с реакцией Москвы на антироссийские санкции Запада:

— Сегодня стоят вопросы о «Северном потоке–2», о так называемом «Турецком потоке». И если прессинг США в отношении Евросоюза достигнет такого уровня, что ЕС не сможет отказать США в заморозке этих проектов, то Россия будет еще более интенсивно проводить в жизнь линию диверсификации транзита энергоносителей на свою территорию. Иными словами, Россией ведется подготовка «дорожной карты» по дальнейшему наращиванию экономического патернализма. В том числе и с использованием механизмов ЕАЭС и Союзного государства.

Как быть в этой ситуации нашей стране? Мнение Петра Петровского таково:

— Для Беларуси нынешняя ситуация может обернуться и плюсом. К сожалению, литовская сторона сегодня не всегда корректна в отношении нашей программы мирного атома. А теперь мы можем включить в повестку обсуждения транзита через Литву более корректное и толерантное отношение к нашей атомной программе. С другой стороны, в мировой энергетической сфере существует практика подписания пакетных соглашений. Эта практика четко говорит: страна, предлагающая включить в такой пакет соглашение о транзите переработанных энергоресурсов через свою территорию, должна исходить из общей прибыльности этого транзита для страны–переработчика. То есть вопрос этот — сугубо экономический.

Марат ОРЕХОВ.

Автор фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Версия для печати
Прямой взгляд
Я рассуждаю как человек, живущий на этом свете уже седьмой десяток лет и имеющий на всё свою точку зрения, а не подогретую просмотром разных шоу-программ на российских каналах. Когда надо защитить сторону России по справедливости, я высказываюсь в пользу россиян, но в данном случае мне не нравится позиция российского президента, в которой усматриваю только российский (и причём в большей степени) политический интерес.
А то, что мы не соглашаемся слепо со всеми предложениями, которые нам предъявляют в обмен на кредиты, говорит только о взвешенности нашей внутренней политики. Или кому-то хочется испытать острые ощущения подобно событиям на Украине?
Прямой взгляд
Я рассуждаю как человек, живущий на этом свете уже седьмой десяток лет и имеющий на всё свою точку зрения, а не подогретую просмотром разных шоу-программ на российских каналах. Когда надо защитить сторону России по справедливости, я высказываюсь в пользу россиян, но в данном случае мне не нравится позиция российского президента, в которой усматриваю только российский (и причём в большей степени) политический интерес.
А то, что мы не соглашаемся слепо со всеми предложениями, которые нам предъявляют в обмен на кредиты, говорит только о взвешенности нашей внутренней политики. Или кому-то хочется испытать острые ощущения подобно событиям на Украине?
АЮВ
Иван г.Кричев, А кто сказал, что Россия должна нам продавать газ по 150$/1тыс. м. куб. в ущерб себе. Когда на рынке он стоит 230$/1 тыс. м. куб. Ах, да! Ваш аргумент понятен. У них же много, а у нас нет. Им что, жалко? А давайте трактора продавать Венесуэле за 200 баксов. У нас же завод. У нас же много. И завод будет загружен. В три смены. Не согласитесь, правда? Удачи.
Иван г.Кричев
АЮВ, ваши доводы---полный бред. похоже что вы все новости черпаете из каких-то пробандеровских сайтов , где вранье
и сплетни в порядке вещей.
АЮВ
Иван, г.Кричев! Конечно, враньё. Что нам Россия продает газ дешевле, чем всем остальным - враньё. Нефть дешевле чем всем - враньё. Отказали России в авиабазе - враньё. Литва выстраивает блокаду нашей АЭС - враньё. А других врунских аргументов я не приводил. Правда заключается в том, что Вы, Ваши знакомые и друзья, совсем скоро будете иметь на руках 1000 рублей ежемесячно. А дальше больше. Что с деньгами делать будете?
АЮВ
Вижу, Иван,г.Кричев, растерялись. Пошли знакомых и друзей спрашивать про 1000 рублей. Нешто нашли? Ерунда. Ещё не вечер. В смысле не декабрь месяц. Будет Вам. Будет. Президент не соврет. Всё чистая правда. Это только я врунишка. Мелкий, причем. Планов же у нас громадьё. Мясникович обещает в космос на собственном корабле. Мы, Беларусь, космическая держава. И это чистая правда. Правда?
Иван г.Кричев
АЮВ, я не растерялся, меня просто достало ваша тупая майданутая идеология. Это ж как нужно ненавидеть свою
страну чтобы нести такую ахинею. А может это вовсе и не ваша страна. и вы пытаетесь всем тут вешать лапшу. которую
вам кто-то сообщил на радио Свободе или Белсат? Так чего ж вы лезете на сайт, где люди,в большинстве своем,
любят свою страну! Отвалите по добру по здорову, бандеры!!!
белорус
Иван, да не расстраивайтесь вы из-за АЮВ. Он всё время хочет казаться самым правильным и самым праведным. Ну нет у него, видать, достойных слушателей рядом, вот он нас и грузит сермяжной правдой. Только ведь мы и без него всё видим, но это не повод ненавидеть всё и всех.
Иван г.Кричев
белорус, спасибо упокоили.
юлий цезарь
АЮВ, +++++ 100%!!!!!!!!!!!
Иван г.Кричев
По теме: пока за нефтяными предложениями стоит какой-то шантаж.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?