Что стоит за нефтяными предложениями России?

Скользкие решения на нефти

Экономика первична или политика? Извечный политологический спор на этой неделе вновь забуксовал, поскользнувшись на нефти. Как мы уже сообщали, Президент России В.Путин предложил прописывать для наших НПЗ условие использовать сугубо российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Цель понятна — забрать коммерчески выгодные грузы у стран Балтии, политические отношения с которыми у России не всегда благополучны. Но ведь существуют и экономические интересы Беларуси.


Еще в конце прошлого года в российскую печать просочилась информация о том, что правление ОАО «РЖД» рассматривает возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ в российские порты Северо–Запада. Без такой скидки поставлять нефтепродукты на экспорт через российские порты выходило дороже. И вот на этой неделе В.Путин потребовал создать в российских портах условия для перевозки грузов не хуже, чем в балтийских странах:

— Это не какие–то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где–то в другом месте.

Однако гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не стал лукавить:

— У нас есть проблема с загрузкой российских портов. И есть желание наказать страны Прибалтики за слишком агрессивную позицию.

Экономическая логика такого перенаправления грузовых потоков для России очевидна. Транзит белорусских нефтепродуктов мог бы стать хорошим подспорьем для российских портов. В прошлом году наша страна поставила на экспорт 13 млн тонн нефтепродуктов, причем примерно две трети от этого объема — в ЕС. В этом году объемы поставок будут еще больше — благодаря разрешению нефтегазовых разногласий Минска и Москвы.

Однако экономическая выгода для Беларуси пока под вопросом. Во–первых, у нас имеются долгосрочные соглашения со странами Балтии на перевозки по литовским и латвийским железным дорогам. И разрыв таких соглашений в одностороннем порядке неминуемо повлечет за собой огромные убытки в виде выплаты неустойки. Во–вторых, даже первый вице–президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает несовершенство тарифной политики своих железнодорожников:

— РЖД каждый год повышает тарифы на перевозку нефтепродуктов, так что нефть становится более выгодно транспортировать по трубе. Отсюда идет и падение объемов морских перевозок.

Белорусский политолог Петр Петровский в предложении российской стороны не видит ничего нового:

— Такие предложения звучали и прежде. РЖД и в прошлом году предлагали варианты транзита через российскую территорию и порты. Тогда скидки варьировались от 20% до 50% — но эти скидки, как я понимаю, не покрыли бы тех потерь, которые мы бы получили в случае переориентации нашего транзита с прибалтийских портов в российские. Поэтому главное — формула скидок, которая бы перекрывала все издержки нашей стороны.

Аналитик увязывает предложение В.Путина с реакцией Москвы на антироссийские санкции Запада:

— Сегодня стоят вопросы о «Северном потоке–2», о так называемом «Турецком потоке». И если прессинг США в отношении Евросоюза достигнет такого уровня, что ЕС не сможет отказать США в заморозке этих проектов, то Россия будет еще более интенсивно проводить в жизнь линию диверсификации транзита энергоносителей на свою территорию. Иными словами, Россией ведется подготовка «дорожной карты» по дальнейшему наращиванию экономического патернализма. В том числе и с использованием механизмов ЕАЭС и Союзного государства.

Как быть в этой ситуации нашей стране? Мнение Петра Петровского таково:

— Для Беларуси нынешняя ситуация может обернуться и плюсом. К сожалению, литовская сторона сегодня не всегда корректна в отношении нашей программы мирного атома. А теперь мы можем включить в повестку обсуждения транзита через Литву более корректное и толерантное отношение к нашей атомной программе. С другой стороны, в мировой энергетической сфере существует практика подписания пакетных соглашений. Эта практика четко говорит: страна, предлагающая включить в такой пакет соглашение о транзите переработанных энергоресурсов через свою территорию, должна исходить из общей прибыльности этого транзита для страны–переработчика. То есть вопрос этот — сугубо экономический.

Марат ОРЕХОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter