Скользкая тема

Есть ли будущее у фигурного катания в Витебске?

Есть ли будущее у фигурного катания в Витебске?


Нынешней осенью исполнится 10 лет с тех пор, как в Витебске построили ледовый дворец. Помню, с каким нетерпением ждали его открытия, с каким интересом местная ребятня записывалась в новые для областного центра секции — шорт–трек, хоккей, фигурное катание. На последнем виде спорта хотелось бы остановиться подробнее. Как только дворец заработал, мой хороший товарищ Володя Стрекач отдал своего 4–летнего сына Пашу на фигурное катание в платную группу. Через год в Витебск приехала заслуженный тренер России Нина Ручкина, которая привезла в Беларусь Сергея Давыдова и других перспективных взрослых ребят. Глядя на них, росла (в прямом и переносном смысле) витебская малышня. Паша Стрекач стал заниматься под руководством Нины Ивановны, а от его папы я только и слышал: «Сын первенство страны выиграл! Паша на международных соревнованиях в призеры попал!» А недавно от друга я узнал, что отделение фигурного катания в Витебской областной школе высшего спортивного мастерства, где тренируется Паша, собираются закрыть. Если учесть, что сегодня там занимаются кандидаты на попадание в сборные страны разных возрастов, решение более чем странное.


В большой спорт или на улицу?


Когда я попросил в ШВСМ, что называется, без протокола рассказать, что же происходит у них с фигурным катанием, мне объяснили, что самый известный воспитанник, бывший россиянин Сергей Давыдов, в активе которого есть 5–е место на чемпионате Европы, из–за проблем со здоровьем завершил спортивную карьеру. Он еще числится в Витебске, но уже работает тренером в Москве. Еще одна бывшая россиянка Юля Шеремет после неудачного выступления за сборную Беларуси в этом году уехала тренироваться в Москву. Больше взрослых спортсменов нет, а четверо 14–летних кандидатов в мастера спорта — местные витебские ребята — подходят лишь для ДЮСШ. Поэтому отделение фигурного катания в ШВСМ действительно закрывается.


На днях я встретился с родителями юных витебских фигуристов — в 6 утра в ледовом дворце, в это время они привели детей на тренировку. И вот что от них узнал.


— В конце марта наши дети съездили на финал первенства страны «Звездочка», — рассказывает Елена Стрекач. — Мой сын Паша занял 3–е место, Влад Ключиков стал 2–м, Яна Зайцева — 5–й. Результат хороший, настроение тоже, и тут нам заявляют, что отделение ШВСМ уже (!) закрыто. Льда для тренировок нет, а Ручкина получила предупреждение об увольнении! Мол, Нина Ивановна уже пенсионерка, а наши дети не показывают результатов мирового уровня.


— О каких медалях можно говорить в 14 лет? — недоумевает бабушка Владислава Ключикова Валентина Иосифовна. — Насколько я знаю, в Минске фигурное катание развивается не одно десятилетие, в столице тоже нет призеров Олимпийских игр и мировых чемпионатов, однако там ничего не закрывают! И еще. Сейчас двое ребят из витебской ШВСМ добились права участвовать в Международном турнире «Хрустальный конек», который пройдет 24 апреля в Москве. Где и как готовиться, спрашиваем. А нам говорят, что для ШВСМ это не самый главный старт. И предлагают проситься на тренировки в ДЮСШ. А там отвечают: «Не положено!» Как детям в глаза смотреть?! Они в чем виноваты?


По остаточному принципу


Многие родители поездили со своими детьми по другим городам, посмотрели, как там развивается фигурное катание. Естественно, они сравнивают созданные условия. К сожалению, сравнения эти не в пользу Витебска.


— В ШВСМ нам обещали приобрести коньки, однако так ничего и не приобрели, — вспоминает Елена Стрекач. — Пришлось покупать самим. А пара коньков стоит тысячу долларов! Сейчас сыну старые коньки малы, приходится вынимать стельки, тренироваться через боль. С нынешнего года он уже может выступать на Гран–при в юниорском возрасте, защищать честь страны. Но ведь если помощи не будет, не будет и результатов.


— Я, к сожалению, не в силах купить своей 12–летней дочке такой дорогой инвентарь, — говорит мама Яны Юник Елена Геннадьевна. — Выдающихся результатов у нее нет, но желание тренироваться — огромное! А откуда, скажите, быть результату, если у нее шесть тренеров сменилось?


Да, тренеры в Витебске — это больной вопрос. Приглашали специалистов из России, но жилье и приличную зарплату предложить не смогли.


— А почему никто из молодых ребят, которые с Ручкиной в Беларусь приехали и выучились в наших вузах, не пожелали остаться в Витебске в качестве наставников? — интересуются родители. — Наверное, в этом просто никто не был заинтересован...


К отсутствию квалифицированных специалистов добавьте проблемы с хореографами, залами общефизической подготовки и раздевалками. Такая вот невеселая картина получается.


— Ни в одном городе мы не видели, чтобы 12 — 15–летние девочки–фигуристки переодевались в фойе, а рядом ходили пьяные гости, отмечающие свадьбу на втором этаже, — возмущаются родители. — Тренажерных залов в ледовом дворце достаточно, но все они отданы под платные группы. На льду самое удобное время дают хоккею и под массовое катание, а фигуристы тренируются либо в 6 утра, либо ближе к полуночи. Говорят, в Витебске собираются строить вторую ледовую площадку. Боимся, к тому времени, когда она будет готова, фигуристов в городе не останется.


После тренировки


Поговорив с родителями, я дождался завершения тренировки и поинтересовался у Нины Ручкиной, что она думает о происходящем.


— Когда приехали в Витебск, были залы, был лед в хорошее время, — вспоминает Нина Ивановна. — Но вопросы с гражданством, жильем и заработной платой решили только для Давыдова. Поэтому остальные ребята и девочки разъехались, хотя некоторые могли остаться и работать тренерами. Что же до отделения ШВСМ, то в Минспорта мне объяснили, что пока не завершился учебный год, закрыть его не имеют права. Так что до конца мая работаем. А вот осенью при условии, если я группу не наберу, оно может не открыться. Именно поэтому, уверена, начали шантажировать Шеремет и вынудили ее написать заявление об уходе. Я ее сама устроила в Москве тренироваться к Жанне Громовой, с которой знакома по сборной России. И кстати, Юля хочет выступать за Беларусь. Из местных ребят в юниорскую сборную попадает Стрекач, а вот с Зайцевой какие–то подковерные игры начинаются. Хотя, если исходить из спортивного принципа, вопросов быть не должно.


Неделю назад на собрании в Витебском облспортуправлении родителям пообещали, что осенью в городе заработает центр по зимним видам спорта, куда и должны перейти подающие надежды фигуристы. Однако мамы, с которыми я беседовал, уверяли, что такие же обещания они слышали год назад. Но центра до сих пор нет. Если открывается этот самый центр, почему тогда Ручкину не переводят туда на работу, а увольняют? К слову, ее увольнение означает, что в первый день лета она не только теряет работу, но и с больным мужем остается без квартиры. Жилье–то у нее служебное. Что делать и как жить дальше, она не знает. Хотя своих витебских учеников, которым, по ее мнению, реально вырасти в крепких мастеров мирового уровня, бросать не хочет. Вдвойне обидно, что вся эта история развивается именно тогда, когда работа российского специалиста должна начинать приносить реальную отдачу.


Еще раз напомним: 10 лет назад все у нас началось. Сколько сил и средств, в том числе государственных, вложено в развитие вида спорта? Неужели зря?


Компетентно


Борис Поднебеснов, директор Витебской областной ШВСМ:


«Несколько недель назад Сергей Давыдов подтвердил, что завершает карьеру. Юлия Шеремет тренируется в Москве, утратила связь с Витебском и тоже написала заявление об уходе. Таким образом, в группе Ручкиной никак не набирается нужных по положению 70 процентов учеников, членов национальных сборных. Из четырех человек сейчас это один Стрекач. Поэтому содержать группу и тратить на нее огромные бюджетные деньги я не имею права. Однако это не значит, что под угрозой оказывается существование вида спорта в городе. При ледовом дворце работает ДЮСШ. А фигуристов из ШВСМ 1 сентября зачислят в центр по зимним видам спорта. Уже есть решение облисполкома о его открытии. Для тех, кому необходимо, летом организуем спортивный лагерь. Из ведомственной квартиры Ручкину никто выселять не собирается, а если осенью она придет работать в новый центр, спортивные руководители будут только рады, ведь квалифицированных тренеров в фигурном катании у нас действительно не хватает. Когда появятся результаты, снова откроем отделение фигурного катания в ШВСМ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter