В Витебске раскрыто двойное убийство двадцатипятилетней давности

Сколько веревочке не виться...

Случайное знакомство в продуктовом магазине с двумя молодыми парнями и совместное застолье закончились для гражданских супругов гибелью от ножевых ранений. Почти четверть века спустя удалось установить виновного.

Сдвинуть с мертвой точки

К своим 19 годам Стас и Максим (здесь и далее имена фигурантов уголовного дела изменены) уже имели богатый послужной список присвоения чужих вещей: приятели дружно промышляли квартирными кражами, имели по несколько приводов в милицию и даже успели побывать в местах не столь отдаленных. До поры до времени аппетиты криминального дуэта оставались относительно скромными и до категории тяжких и особо тяжких преступлений не дотягивали. Но, как говорится, все когда-нибудь бывает в первый раз…

— По характеру нанесения ранений на обнаруженных в 1999 году в витебской квартире трупах мужчины и женщины можно было сделать однозначный вывод, что их хотели именно лишить жизни: убийца не защищался, он действовал точно и хладнокровно, — рассказывает заместитель начальника главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Сергей Якубель. — С места преступления удалось изъять многочисленные следы присутствовавших в разное время в квартире людей, было выявлено несколько совпадений с лицами, имевшимися в базе следователей. Все эти граждане были опрошены, но у каждого нашлось алиби на момент совершения преступления.

Никаких новых улик и подозреваемых долгое время не появлялось. Пока, наконец, в 2014 году благодаря кропотливой работе, которая на постоянной основе проводится с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, не была получена оперативная информация о том, что один из осужденных за серию квартирных краж может быть причастен к тому давнему двойному убийству.

Посидели за рюмочкой

Максиму тогда исполнилось 34. «Украл, выпил — в тюрьму» — по этой незамысловатой классической формуле вор со стажем и прожигал жизнь. Вспоминая события 1999 года, упорно настаивал на том, что его вины в убийстве нет, это, мол, дело рук подельника, а он всего лишь свидетель. И охотно поведал оперативникам свою версию истории.

В тот день Стас и Максим отправились гульнуть на свадьбе приятелей. Компания собралась соответствующая: у жениха, невесты и каждого из гостей — богатое криминальное прошлое. В какой-то момент выпивки и угощений на щедро накрытых столах девятнадцатилетним воришкам показалось мало — душа требовала продолжения банкета. Отправившись в расположенный неподалеку магазин, парни уже у кассы зацепились языками с приветливой семейной парой средних лет. Михаил и Валентина пригласили новых знакомых к себе — продолжить приятное общение за рюмкой. Как потом вспоминали соседи жертв, для них это было привычное дело — в злополучной квартире перебывало много случайных собутыльников… Отказываться парни не стали: вырисовывалась многообещающая перспектива не только выпить и закусить, но и прихватить «на память» деньжат или ювелирку.

Потом Максим уверял правоохранителей: он только кошелек «увел», который лежал на подоконнике. Вышел на лестничную клетку, спустился вниз, достал деньги из бумажника и бросил их в почтовый ящик, чтобы потом забрать. Вернулся в квартиру и положил кошелек на прежнее место. Хитрая проверенная схема: если хозяева обнаружат пропажу и вызовут милицию, у парней не найдут никакой налички. Затем с «чувством выполненного долга» молодой человек решил отправиться в кафе, где все еще гремела свадьба. Через какое-то время за ним пришел Стас и предложил хорошенько «поработать на адресе»: хозяева, мол, уже в отключке. Что означает эта «отключка», Максим понял, только когда увидел недавних собутыльников в лужах крови и без признаков жизни…

Установить истину

К десятым годам уже нашего века Стас долгое время находился в розыске — то за очередную кражу, то за неуплату алиментов. На зоне он успел провести в общей сложности 20 лет. После того как выходил на свободу с нечистой совестью, уезжал на заработки в Россию и весьма успешно скрывался от правосудия. Но, как гласит поговорка, сколько веревочке не виться, а конец будет.

— Любопытный факт: когда наш свидетель узнал, что удалось задержать его бывшего подельника, он перепугался до такой степени, что в срочном порядке изменил показания и уже был готов взять всю вину за двойное убийство на себя, — вспоминает Сергей Якубель. — Во время проведения процедуры на полиграфе не было причин сомневаться в его искренности: он знал, на каком этаже в многоквартирном доме произошло убийство, был осведомлен о расположении мебели в квартире и внешности супругов. Но когда началась проверка показаний на месте, не смог ответить, куда именно были ранены обе жертвы, при каких обстоятельствах произошло убийство. Естественно, это заставило оперативников усомниться в том, что он причастен к данному преступлению.

Вот тогда и началась серьезная методичная работа со вторым фигурантом. Матерый уголовник прекрасно понимал, чем ему аукнется та витебская история. Поначалу всячески отрицал свою вину в двойном убийстве. Но в итоге проведенные следственные действия и очная ставка с Максимом помогли установить истину. Стас сознался, что причиной его яростной расправы с хозяевами квартиры стало то, что они случайно увидели, как он похищает украшения из найденной в одной из комнат коробки.

Сейчас оба преступника, разменявшие пятый десяток, дожидаются суда. Главному подозреваемому может грозить самое серьезное наказание — вплоть до высшей меры.

НЕОТВРАТИМОСТЬ ВОЗМЕЗДИЯ

Прокуратура Могилевской области направила в суд уголовное дело в отношении 63-летнего жителя Толочинского района, который обвиняется в изнасиловании и убийстве девочки-подростка. Преступление было совершено 25 лет назад.

26 июля 1998 года стало известно о пропаже 11-летней Веры. Через два дня местные жители обнаружили ее обгоревшие останки в лесополосе рядом с местом жительства. Тогда сыщики не нашли преступника, пишет БЕЛТА.

Уже в наши дни путем проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий удалось установить, что к исчезновению ребенка был причастен сосед. В день трагедии нетрезвый мужчина под надуманным предлогом отвел девочку в лес, где изнасиловал и убил ее. Для сокрытия следов преступления он забросал труп ветками, облил легковоспламеняющейся жидкостью и поджег.

Характерный штрих к портрету изувера: через 10 лет после убийства Веры он изнасиловал родную дочь. За это преступление отсидел положенный срок, вышел на свободу и уехал в Россию, где скрывался продолжительное время. Только в прошлом году рискнул вернуться в Могилев, чтобы оформить пенсию, и был задержан.

Обвиняемый заключен под стражу, ему предъявлено обвинение по статьям «Изнасилование заведомо малолетней» и «Убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение». Мужчине может грозить высшая мера наказания.

КСТАТИ

На данный момент в Беларуси остаются нераскрытыми 1496 убийств, ведущих свой счет еще с середины прошлого века. Их пересматривают ежегодно. Поставить точку в затянувшемся расследовании часто помогают оперативно-разыскные мероприятия, которые скрупулезно проводят сотрудники правоохранительных органов. За прошлый год удалось раскрыть 17 дел из этой категории преступлений.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter