Сколько свадеб будет на селе?

ДИРЕКТОР КУСП «Крынки» Лиозненского района Витебской области Алексей Бухалович еще недавно сам был молодым специалистом. Потому выпускник БГСХА знает, чем можно удержать прибывшего в хозяйство по распределению агронома или зоотехника.

Это зависит от того, станет ли место распределения выпускника его второй родиной.

ДИРЕКТОР КУСП «Крынки» Лиозненского района Витебской области Алексей Бухалович еще недавно сам был молодым специалистом. Потому выпускник БГСХА знает, чем можно удержать прибывшего в хозяйство по распределению агронома или зоотехника.

— В первую очередь, это поддержка, а также понимание и заинтересованность в работнике со стороны руководства, — считает Алексей Петрович. — Разумеется, надо, чтобы в бытовом плане у него тоже были хорошие условия. И вчерашний студент в итоге обязательно отблагодарит добросовестным трудом!

Директор уверен и в том, что на первых порах не стоит молодого специалиста перегружать, а тем более наказывать за какие-то промахи. Ведь, несмотря на то, что выпускник вуза получил хорошие знания, теория все же отличается от практики. По мнению Бухаловича, два года отработки — слишком малый срок для того, чтобы человек смог по-настоящему осмотреться на новом месте, детально вникнуть в проблемы предприятия и тем более «пустить корни». «Ведь даже яблоня за такое время не успеет принести плоды. А что говорить о людях?» — подытожил молодой руководитель.

В «Крынке» благодаря грамотной кадровой политике проблемы со специалистами нет. За последние три года сюда прибыли 10 выпускников вузов и техникумов, шесть из которых создали семьи, в них растут восемь детей. Однако такая радужная картина складывается далеко не во всех сельхозпредприятиях. Некоторые выпускники аграрных вузов не доезжают до места распределения или не закрепляются на местах. А кому-то не хватает и знаний. По словам начальника главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Любови Трофимчик, нередко приходится слышать нарекания на качество заочного обучения. Не хватает и специалистов с дипломами о высшем образовании. Тогда как сельскохозяйственная отрасль ставит перед собой масштабные задачи по внедрению инновационных проектов, энергосберегающих технологий, привлечению иностранных инвестиций. Потому, подчеркнула Любовь Евгеньевна, в подготовке кадров очень важно научиться работать на опережение, с учетом мировых тенденций. И нынешний год в этом отношении должен стать прорывным. Но для того чтобы намеченные планы стали реальностью, республике требуются грамотные, думающие, инициативные, умеющие анализировать ситуацию и принимать конкретные решения кадры.

Готовы ли учебные заведения повысить экономическую составляющую образования, как того требует время? Насколько владеют выпускники основами менеджмента? Востребованы ли их научные разработки в практической работе сельхозпредприятий? По мнению ректора Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Александра Курдеко, сегодня без современных информационных технологий не обойтись, и в первую очередь — преподавательско-профессорскому составу. Чтобы идти в ногу со временем, каждый ученый должен знать о достижениях своих иностранных коллег в изучаемой отрасли, познакомиться с которыми помогает Интернет. Потому в БГСХА при подготовке документов на получение ученого звания теперь учитывается и владение компьютером. А с 1 марта нынешнего года преподаватели академии начнут изучать и иностранные языки. Без этого, уверен ректор, невозможно двигаться вперед.

В Белорусском государственном аграрном техническом университете, по словам его ректора Николая Казаровца, разработана своя модель инновационного образования. Одна из ее главных составляющих — умение уже сегодня «просчитать», какие профессии будут востребованы завтра, и подготовить нужных специалистов. Их коллеги из Витебской государственной академии ветеринарной медицины при проведении коллективных и индивидуальных занятий активно используют весь спектр современных информационных технологий: систему кабельного телевидения, интернет-обучение, слайд-лекции и т. д.

Но после того как молодой специалист получил диплом, возникают новые вопросы. Как он приживется на первом месте работы? Сможет ли реализовать себя как хороший профессионал? Для сельскохозяйственной отрасли они звучат особенно остро.

— Год назад службы мониторинга провели опрос старшекурсников четырех аграрных вузов республики. Думаю, что результаты этих исследований не потеряли своей  актуальности и наглядно показывают настроения выпускников, — отметил заместитель председателя Могилевского облсельхозпрода Александр Муравьев. — Так вот, 43,6 процента из опрошенных ответили, что планируют отработать положенный срок, а затем подыскать другую работу. 20,9 процента намерены задержаться на селе еще несколько лет, и только 5,4 процента выпускников настроены остаться здесь на всю жизнь.

Менее чем пятая часть респондентов хотела бы работать в сельхозорганизациях, десятая — собиралась организовать фермерское хозяйство, что тоже похвально. Почти четверть выпускников рассчитывали найти себе место в правоохранительных органах. А 16,2 процента вчерашних студентов были готовы на любую работу — лишь бы она была в городе.

— Проблеме адаптации выпускников вузов и техникумов в сельскохозяйственных организациях Могилевской области уделяют большое внимание, — признал Александр Александрович. — В регионе действует специально разработанная программа, вопросы кадрового обеспечения постоянно анализируются. И это дает свои результаты. Очень важно, как новичка примет коллектив, будут ли его устраивать социально-бытовые условия. Как правило, удержать специалиста помогают долгосрочная материальная поддержка, выходящая за рамки зарплаты, а также перспектива интересной работы или продвижения по службе в будущем, предоставление социальных и иных льгот.

Тем не менее до места назначения в 2008—2010 годы на Могилевщине доехали не все молодые специалисты-аграрии. Кто-то был призван на службу в армию, кто-то перераспределен по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья. Некоторые из выпускников решили продолжить учебу или выехали за пределы республики. Закрепляемость выпускников вузов и техникумов за этот период в среднем составила 70 процентов, хотя в последние годы этот показатель заметно вырос.

— Практика показывает, что работать в хозяйствах остается в основном сельская молодежь, после получения диплома о высшем или среднем образовании вернувшаяся к месту жительства родителей. И в то же время приходится констатировать, что ежегодно сокращается число выпускников сельских школ, поступающих в сельскохозяйственные учебные заведения, — признал Александр Муравьев. — Например, в 2010 году в БГСХА был зачислен 561 человек из числа жителей нашей области, и только половина из них — сельчане.

По мнению зампредседателя Могилевского облсельхозпрода, одним из решений проблемы закрепляемости кадров на селе является целевая подготовка, профориентация школьников из глубинки. «Но здесь есть проблема, которую необходимо решать сообща — это неконкурентоспособность знаний учащихся сельских школ по сравнению с учащимися городских. Может, на помощь придут дополнительные подготовительные курсы для сельских выпускников, отдельный конкурс или увеличение целевого набора?» — высказал предложение Александр Александрович.

Теме повышения качества подготовки и закрепляемости молодых специалистов на селе была посвящена и научно-практическая конференция «Качественно новый уровень подготовки кадров — основа инновационного развития отрасли», которая прошла на прошлой неделе на базе БГСХА. Как подчеркнула присутствовавшая на этом мероприятии первый заместитель министра сельского хозяйства республики Надежда Котковец, нельзя не признать тот факт, что молодежь нынче — другая. «Однако нельзя не признать и того, что нынешнее поколение по многим направлениям обгоняет нас!» — признала Надежда Николаевна.

Очень важно, отметила Надежда Котковец, чтобы научные разработки студентов и преподавателей «протаптывали» дорогу в практику, наука не старела, и состав ученых профессоров пополнялся новыми кадрами. Потому кадровая политика должна строиться так, чтобы знания, энтузиазм, амбиции выпускников-аграриев служили на пользу сельскохозяйственной отрасли Беларуси, которая сегодня представляет собой индустриальное, научно-производственное, высокотехнологичное производство.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter