Типичная ситуация в автобусе минского 100-го маршрута. Кондуктор не может дойти до пассажирки у самой двери и просит
: - Девушка, будьте добры, покажите мне ваш проездной.
Девушка
: - Да я только на одну остановочку!
И за нее тут же вступаются
: - Что ж вы травите человека за одну остановку!
И лишь кто-то нашелся, посочувствовал кондуктору
: - Ой, не завидую я вашей работе. С нашей-то публикой!
Надо отметить, что описанная ситуация - реальная. Причем в роли кондуктора в ней выступила автор этих строк. За несколько часов работы в автобусе я прекрасно усвоила, что кондуктор - это не только яркая униформа.
А вокруг лица, лица - просто круговорот. Одно сменяет другое, а ты думаешь, как бы удержаться на ходу автобуса и вообще на кого-нибудь не упасть. Потом все-таки находишь точку опоры и считаешь деньги, отрываешь талоны, опять считаешь деньги. Как же вас запомнить, граждане пассажиры?!
Пассажиры - направо, воры - налево!
В общественном транспорте мы все пассажиры. Правда, сейчас из этой категории впору выделять еще несколько, так сказать, подгрупп, например, бомжей и "карманников".
- Ох эти бомжи со своими коробками, бутылками и запахами! - сетует кондуктор Валерия Бирюкова из автобусного парка N 5. - Мы стараемся их не впускать. Правда, иногда хочешь выгнать, а он достает из всех карманов замусоленные бумажки и протягивает деньги за проезд. Что тут поделаешь! Остается только стоять над ним и караулить, чтобы он "не использовал транспорт не по назначению".
Общеизвестный факт: для бомжей автобус - часто единственная крыша над головой. Здесь можно и от дождя укрыться, и... использовать как туалет.
- Я однажды не смогла таких двоих выгнать, - продолжает Валерия. - Они и сделали свое черное дело прямо на сиденье. Я, конечно, предупреждала пассажиров, а потом отвлеклась, ушла в другой конец салона, возвращаюсь, а тут классический вариант: двое молодых ребят плюхнулись и притворились спящими, чтобы не оплачивать проезд. Я у них так сразу и спросила: "Хотите сразу проснуться или постепенно?" Они "спят". Тогда только намекнула, на чем они сидят, - бедные, как подскочили и чуть на ходу из автобуса не выпрыгнули!
А еще бомжи часто предлагают расплатиться за проезд бутылками. И, между прочим, очень возмущаются, когда кондукторы не принимают условий "бартера".
"Карманники" - еще одни "заядлые" пассажиры общественного транспорта.
- Мы некоторых даже в лицо знаем, - признаются кондукторы. - Но, как говорится, не пойман за руку - не вор. Правда, был случай, когда водитель все-таки не только поймал вора, но и доставил в отделение милиции! Однако поймать их сложно - как правило, работают они целыми бригадами. Например, подъезжают к остановке "Площадь Независимости" белые "Жигули", и две девчонки из них заходят в автобус. На остановке "Институт культуры" девицы выходят и снова садятся в эту машину. Вопрос, что они делали в автобусе, можно считать риторическим. "Карманники" почти все - молодые парни и девушки. Они не любят привлекать к себе внимание и всегда имеют проездной. Иногда видим их в своих автобусах и предупреждаем: "Граждане пассажиры! Осторожно, в автобусе воры!"
- Одну пассажирку так напугали, - вспоминает Валерия Бирюкова, - что на просьбу предъявить талончик она наклонилась и шепнула мне, что все деньги и документы предусмотрительно спрятала... в нижнее белье!
Мужское лицо у женской профессии
Средняя зарплата кондуктора сегодня 200 тысяч. Каждый кондуктор за месяц реализует билетной продукции на 700 и более тысяч рублей. Получается, что свое присутствие в автобусе кондукторы оправдывают. Между тем вакансии, сообщили в УП "Филиал автобусного парка N 1", имеются. Сейчас только 40 процентов автобусов сопровождают кондукторы. Мужчин среди них единицы. Женщина-кондуктор - прочно укрепившийся стереотип. Поэтому немногим представителям сильного пола нередко приходится слышать в свой адрес замечания вроде "не своим делом занялся, тебе бы на завод". Однако единственный сегодня в Минске кондуктор-мужчина Константин Левшин из автопарка N 5 рассказал и о других сторонах своей работы
: - Мне нравится профессия кондуктора именно тем, что приходится общаться с разными людьми. Пассажиры часто улыбаются, когда видят кондуктора-мужчину, особенно когда предлагаю помочь вынести тяжелую сумку. Но вообще думаю, что мне легче, чем женщинам, потому что я не такой эмоциональный, меня труднее вывести из равновесия.
Правила для "зайцев"
"Я только на одну остановку!" - это излюбленное оправдание безбилетных пассажиров. Один мужчина утверждал мне, попеременно тыча пальцем себе то в один, то в другой глаз: "Я вот этими глазами видел, вот здесь висело это правило!" На самом деле, рассказали в автопарке, правила, разрешающего ехать бесплатно одну остановку, не было никогда! Хотя некоторые все-таки пытаются применять на себе эту удобную выдумку и старательно выходят на каждой остановке, чтобы зайти в автобус снова, только... в другую дверь.
Второе распространенное заблуждение, только уже среди пожилых пассажиров: "А нам за 70!" И попробуй объяснить, что возрастных ограничений по оплате проезда тоже нет! Правда, есть льготные категории граждан, к которым относятся и пенсионеры. Наивными часто прикидываются школьники, причем разного возраста. А ведь все дети уже с 7 лет должны оплачивать льготный проезд.
И самая распространенная отговорка: "Нет денег". В карман же не полезешь. Причем особенно на отсутствие средств на проезд любят жаловаться молодые люди, при этом разговаривающие по мобильному телефону.
- Зато на бабульку какую-нибудь несчастную иногда без сожаления смотреть невозможно, - делятся кондукторы. - Думаешь, ладно, пусть себе едет, а она достает смятые бумажки, может быть, последние, и протягивает...
И еще кондукторы очень просили объяснить пассажирам, что среди их реквизита нет рентгеновского аппарата.
- А то ведь "проездной в кармане" - обычная фраза. И многие еще обижаются, когда мы не верим им на слово. Говорят, что, мол, нужно людям доверять.
Доверяй, но проверяй. Контролера не устроят объяснения о доверительных отношениях с "зайцем". Безбилетнику придется заплатить штраф, на кондуктора же наложат административное взыскание.
Улыбка красит любого контролера
Когда-то кондуктор в автобусе был обычным явлением, имел свое место, с которого, кстати, даже не вставал, потому что оплата проезда была долгом каждого уважающего себя пассажира. Сейчас времена изменились, кондуктор не просто подходит к каждому пассажиру, но даже уговаривает исполнить свой гражданский долг. Самые грубые пассажиры - подростки и молодежь, признаются кондукторы.
Грубость пассажиров они называют мягко - непониманием. А ведь нетрезвый пассажир может не только обругать, но и ударить. Работу этих девушек и женщин в вечернее время вообще смело можно сравнивать с профессией укротителей. И еще неизвестно, что безопаснее: зайти в клетку к разъяренным тиграм или один на один выйти часов этак в 11 вечера к нашей публике, поведение которой часто не поддается никакой логике. По общему утверждению кондукторов, к каждому пассажиру нужен не просто подход "с препятствиями" через переполненный салон, а индивидуальный подход с тонкими психологическими уловками. "Люди чувствуют настроение кондуктора. Подмечено, когда улыбаешься им - охотнее покупают билеты".
- А все-таки хороших людей больше, - утверждает кондуктор Елена Гончар из автобусного парка N 1. - Однажды меня так унизили четверо представителей "золотой молодежи", что я чуть не расплакалась. Иду по салону, и какая-то женщина вдруг говорит мне: "Я видела, как вы улыбаетесь. Улыбнитесь! Вам очень идет улыбка!" После таких слов забываешь все плохое. А один молодой человек, так получалось, ездил со мной каждое утро. Мы и познакомились. Выходит, нашла друга.
Еще с интересом вспоминают в диспетчерской, как однажды девушку-кондуктора ожидал здесь после смены пассажир-поклонник с цветами.
- А мне вчера молодой человек книгу подарил "Кулинария народов мира", - хвалится Валерия Бирюкова. - Пассажиры иногда угощают нас яблоками, ягодами и даже обижаются, когда много не можем взять.
Меняется время и диктует свои требования. Сегодня перед нами вежливые и оперативные кондукторы, которые найдут общий язык абсолютно с любым пассажиром.
- Один раз ехали у меня иностранцы и мило улыбались в ответ на все просьбы, - рассказывает Валерия Бирюкова. - Пришлось вспомнить английский и потребовать "тикет". Проезд сразу оплатили.
Оказывается, общий язык можно найти, даже говоря на разных языках. И кто знает, может, вернется то доброе время взаимопонимания и уважения людей друг к другу, когда не важно будет, на каком ты маршруте и когда твоя остановка. Когда мы все охотно будем протягивать деньги кондуктору в надежде купить счастливый билет...
Сколько стоит счастливый билет
Типичная ситуация в автобусе минского 100-го маршрута.