Сколько стоит немцу газ?

Не приведет ли безудержный рост цен на энергоносители к обвалу мировой экономики и финансовой системы? На традиционную пресс-конференцию по итогам минувшего хозяйственного года восточногерманской газовой компании “Фербунднетц Газ АГ” (ФНГ) были приглашены журналисты из Германии, России, Польши, Чехии. Представляем заметки нашего специального корреспондента.

Дыра в кошельке

Штаб-квартира восточногерманской газовой компании “Фербунднетц Газ” расположена в Лейпциге. Обеспечивая 16 процентов рынка Германии, ФНГ входит в пятерку ведущих газовых компаний страны, безусловный лидер в восточных землях, активный участник общеевропейского рынка.
Глава компании д-р Клаус-Эвальд Хольст — яркая фигура в созвездии крупных газовых менеджеров Европы. Во многом благодаря его опыту, таланту, силе воли Хольста бывшему народному предприятию из ГДР не только удалось устоять на ногах в период объединения двух Германий, но заметно продвинуться вперед, занять одно из лидирующих мест в экономике страны. Не случайно д-р Хольст один из немногих имеет в своем активе высокие награды и ГДР, и ФРГ.
Семь лет подряд компания увеличивала чистую прибыль, которая достигла в 2004 году 123 млн. евро. Однако прошлый год резко прервал это поступательное движение вперед. Несмотря на рекордные для компании товарооборот (3,8 млрд. евро) и сбыт газа (более 16 млрд. кубометров), годовая прибыль оказалась на 24 процента, или почти на 30 млн. евро, ниже предыдущего результата. Всему причина — чрезвычайный — на 37 процентов — рост цен на сырье, закупаемое на международных газовых рынках: в России, Норвегии, Германии. Газпром при этом дает почти половину всех объемов.
Импортирующие газ компании, какой является и ФНГ, должны сначала оплачивать дорожающее сырье по мировым ценам, а затем предлагать его своим клиентам. Но в связи с контрактами передача газа по новым ценам происходит с временным запозданием и по усредненной за несколько месяцев цене. В результате в минувшем году не удалось в полном объеме выравнять галопом скачущие цены на закупку и продажу. Компания понесла убытки.
Но собственные финансовые потери не спасли ни ФНГ, ни другие торгующие газом в Германии предприятия от шквала сокрушительной критики за рост цен со стороны населения, прессы, общественных движений. Дитер Бандлов, долгое время возглавляющий представительство ФНГ в Москве и хорошо знающий специфику как Германии, так и России, подтвердил, что немцы значительно более болезненно и обостренно восприняли прошлогодний 40-процентный скачок цен на газ, чем россияне, пережившие резкое повышение тарифов жилищно-коммунального хозяйства и фантастическую по германским меркам инфляцию. И дело здесь не только в психологических особенностях русских и немцев.
— В Германии каждого человека значительно мощнее давит налоговый пресс, — говорит Дитер. — Если все подсчитать: от подоходного налога, НДС на товары и услуги до обязательного медстраха, то почти 60 процентов доходов ты лишаешься автоматически. Большинство населения не имеет собственного жилья, снимает квартиры. Естественно, любое колебание в энергетической сфере — и тут же хозяева вашей жилплощади без всяких оговорок и стеснения поднимают квартплату. Объемы газа в Германии измеряют к киловаттах. Если учесть, что за кВт потребитель платит 8 центов, а семья из трех человек потребляет в среднем 30 тысяч кВт, то только варка еды и обогрев вынимают из кошелька 2,5 тысячи евро. Но газ заложен и в производстве электроэнергии, а это значит, взлетают цены на электричество, на товары и услуги, где есть газовый след. Немцы привыкли все строго рассчитывать, планировать, и самочувствие очень портится, когда вдруг в семейном бюджете появляются огромные дыры, хотя ты вроде все предвидел и предусмотрел. А нефть и газ все дорожают, и никто не знает, когда это остановится.

Спасет ли газ из навоза?

Глава ФНГ использовал пресс-конференцию для того, чтобы снять хотя бы часть обвинений в адрес местных газовиков, ответить на вопросы не только журналистов, но и непосредственно потребителей, которые участвовали в разговоре через Интернет. Д-р Хольст еще раз напомнил, что, по установленным правилам, формирование цены на газ привязано к цене на нефть. Дорожает нефть — пропорционально дорожает и газ, дешевеет нефть — падает цена и на газ. Сейчас нефть только дорожает, хотя были и другие времена. Общественность же все зло сегодня видит в местных газовых компаниях и на все голоса обвиняет их в неоправданном завышении цен, требует прозрачности затрат.
К.-Э.Хольст раскрыл, как складывается отпускная цена на газ в ФНГ. Более трети ее (37 процентов) составляют затраты на закупку импортного сырья. Еще 28 процентов — это налоги и другие государственные отчисления, и только 35 процентов — это торгово-производственные расходы компании внутри страны. Экономия же на собственном развитии и функционировании системы тоже имеет пределы. Например, если взять такой болезненный вопрос, как сокращение персонала, то здесь каждый год приносит зримые потери. Если в 1991 году в компании трудилось 1600 сотрудников, то сейчас 650, хотя масштабы деятельности и ее результаты неизмеримо возросли. Нельзя забывать и о необходимости инвестиций в поддержание эффективной инфраструктуры газораспределения. Государство в лице антимонопольного комитета, явно подрастерявшись и озаботившись непредсказуемостью последствий газового напряжения, требует развивать конкуренцию на рынке газа, в этом по привычке видит выход из ситуации. Но еще больше усложняет жизнь пока стабильно работающим компаниям. Ведь торговля газом — это далеко не то же, что торговля любимым немецким напитком. Здесь пивбаров не настроишь.
В Германии всерьез озабочены поиском и включением в хозяйственную жизнь альтернативных нефти и газу источников энергии. В этом можно убедиться уже по дороге из Лейпцига в Берлин. Среди бескрайних ярко-желтых плантаций рапса и справа и слева от дороги то и дело вырастают гигантские ветряки, устремленные в небо, с медленно крутящимися лопастями. Говорят, что КПД их достаточно низкий, но ничего не поделаешь, хоть какая-то помощь перегретой энергетике, и количество ветряков по стране множится. Веселящий своим солнечным цветом путешественников рапс тоже идет в основном не на корм скоту и ценное масло, а на производство дизельного топлива.
Буквально на глазах меняется психология и домохозяек, и производителей бытовой техники, и домовладельцев. Например, всем уже видна неоправданная затратность автоматических стиральных машин, посудомоечных агрегатов, где вода обязательно автономно подогревается электричеством, хотя бывает достаточно просто открыть водопроводный кран. Строятся дома с низким уровнем потребления энергии, где используются гелиотехнологии, сочетающие природный газ и солнечное тепло. Гелиоустановка с площадью коллекторов от четырех до пяти квадратных метров способна дать в среднем в год до 60 процентов объема горячей воды, потребляемой семьей из четырех человек. Концепция интегрированных теплогенераторов, сочетающих газопотребляющее оборудование с гелиотехнологией, способна перевернуть привычные принципы коммунального обслуживания.
Не остается в стороне от реализации передовых энергетических программ и ФНГ. Например, компания давно и успешно занимается внедрением в жизнь газомоторного топлива. В Германии уже 32 тысячи автомобилей с газовыми моторами. Но сегодня появилась технология выработки биогаза. Смешивание его с природным дает хороший результат. Как утверждает К.-Э. Хольст, биогаз можно вырабатывать повсеместно из растений, отходов животноводства — попросту навоза, биомусора. Массовое его производство снизит зависимость от импортного сырья. Газовики Германии берут на себя обязательства добиться, чтобы к 2010 году по меньшей мере 10 процентов биогаза добавлялось к природному на газовых автозаправочных станциях. ФНГ участвует в проекте по выработке электрического тока из биогаза в городе Тауха. Кроме того, ведутся переговоры в Саксонии-Ангальте о сооружении установки по выработке биогаза вблизи газозаправочной станции для автобусов.

Другого не дано

И все же меры, принимаемые по ослаблению энергетической удавки, пока не дают в Германии желаемого результата. Цены на газ, бензин, электроэнергию и их влияние на жизнь каждого жителя опережают эффект технологий энергосбережения. В конце концов предела прочности даже такой экономики, как германская, может не хватить. Вектор движения здесь подтверждает мысль Президента Беларуси Александра Лукашенко, высказанную им в ежегодном Послании парламенту и народу, о том, что “если не остановить безудержный рост стоимости энергоносителей, то это может привести к обвалу мировой экономики и финансовой системы”. Беларусь сейчас в тревожном ожидании результатов переговоров с Газпромом по цене на газ в будущем году. Ближайший союзник России рассчитывает не на уступки, а на взаимоприемлемые условия с учетом всех экономических, геополитических, союзнических факторов. В то же время Минэкономразвития России после долгих препирательств с госмонополиями назвало предельные ставки их тарифов, которые министерство представило правительству. Для Газпрома это повышение составляет 15 процентов, хотя компания рассчитывает на 22. Как видно, и экономикам, и населению наших двух братских стран на газовом фронте легкой жизни не предвидится.
...Уже по завершении пресс-конференции ФНГ поинтересовался у К.-Э.Хольста: а как он лично и его семья экономят газ у себя дома? К вопросу глава ФНГ отнесся серьезно, но оригинальностью его ответ не отличался:
— Если открываю окно для проветривания, то обязательно отключаю обогрев. Если летом включаю кондиционер, то плотно все закрываю — улицу все равно не остудишь. Это уже в крови. И температуру в доме держим 20 градусов, а не 21. К бедным мы себя не относим, но в семье каждый знает, что минус один градус — это экономия энергии на 8 процентов...
Другого не дано?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter