Сколько стоит надежда?
31.10.2002
"В совокупности всех факторов, влияющих на здоровье человека, вреднее, чем труд бортпроводника на воздушном судне, нет. Быстрая смена часовых поясов, резкое изменение атмосферного давления на взлете и при снижении, кислородное голодание, шумы, вибрации, турбулентность, повышенная радиация. Но при этом бортпроводник должен выполнять свои обязанности, изложенные в "Наставлении по производству полетов", неся за них строжайшую ответственность, вплоть до уголовной".
Приведенные строки российских медиков-исследователей Волкова, Сиволапова, Нестерука в наших местных условиях подтверждены и печальной статистикой. С 1975 по 1985 годы от болезней и в воздушных катастрофах в Беларуси 2 бортпроводника погибли и двое тяжело травмированы. Тогда им не было и 30 лет... Чем же привлекала людей столь опасная работа? Романтика воздушных странствий? Возможность заработать пенсию при выслуге лет? Вероятно, и то и другое, ведь пенсия в 120 - 132 рубля была в советские времена достаточно высокой. А сегодня? Пенсия бортпроводника колеблется от 70 до 80 тысяч рублей, что в долларовом эквиваленте в четыре раза меньше прежней. Можно с уверенностью утверждать, что "изобретатели" оскорбительных пенсий и понятия не имеют о вредности летного труда бортпроводников. Однако бортоператоры, занятые на перевозке промышленных товаров и различного оборудования на воздушных судах, получают пенсию в 2 раза больше. Почему? Разве работа с пассажирами по морально-психологической нагрузке легче? Разве не такую же ответственность за сохранность грузов и их размещение на борту самолета несут и бортпроводники, если самолет в целях большей эффективности полета может быть догружен до полного взлетного веса?
Инициативная группа бывших бортпроводников гражданской авиации для решения вопроса в определении пенсий направила свое обращение в Администрацию Президента, в Федерацию профсоюзов, в Госкомитет по авиации, депутатам, в Минздрав и везде получила поддержку. Кроме Министерства труда и социальной защиты. Оттуда пришел ответ, содержащий лишь констатацию статей, на основании которых начисляются пенсии.
В Беларуси не более 150 пенсионеров-бортпроводников гражданской авиации, около 30 из них имеют летный трудовой стаж более 15 лет, что дает им право по налету часов и выслуге лет на более достойную пенсию, так же как и бортоператорам. Последовательные действия Президента Александра Лукашенко, добивающегося более справедливых решений в интересах народа, позволяют надеяться, что и голос бортпроводников будет услышан.
Роман КАРАВКИН, член президиума Совета ветеранов Октябрьского района Минска.
Приведенные строки российских медиков-исследователей Волкова, Сиволапова, Нестерука в наших местных условиях подтверждены и печальной статистикой. С 1975 по 1985 годы от болезней и в воздушных катастрофах в Беларуси 2 бортпроводника погибли и двое тяжело травмированы. Тогда им не было и 30 лет... Чем же привлекала людей столь опасная работа? Романтика воздушных странствий? Возможность заработать пенсию при выслуге лет? Вероятно, и то и другое, ведь пенсия в 120 - 132 рубля была в советские времена достаточно высокой. А сегодня? Пенсия бортпроводника колеблется от 70 до 80 тысяч рублей, что в долларовом эквиваленте в четыре раза меньше прежней. Можно с уверенностью утверждать, что "изобретатели" оскорбительных пенсий и понятия не имеют о вредности летного труда бортпроводников. Однако бортоператоры, занятые на перевозке промышленных товаров и различного оборудования на воздушных судах, получают пенсию в 2 раза больше. Почему? Разве работа с пассажирами по морально-психологической нагрузке легче? Разве не такую же ответственность за сохранность грузов и их размещение на борту самолета несут и бортпроводники, если самолет в целях большей эффективности полета может быть догружен до полного взлетного веса?
Инициативная группа бывших бортпроводников гражданской авиации для решения вопроса в определении пенсий направила свое обращение в Администрацию Президента, в Федерацию профсоюзов, в Госкомитет по авиации, депутатам, в Минздрав и везде получила поддержку. Кроме Министерства труда и социальной защиты. Оттуда пришел ответ, содержащий лишь констатацию статей, на основании которых начисляются пенсии.
В Беларуси не более 150 пенсионеров-бортпроводников гражданской авиации, около 30 из них имеют летный трудовой стаж более 15 лет, что дает им право по налету часов и выслуге лет на более достойную пенсию, так же как и бортоператорам. Последовательные действия Президента Александра Лукашенко, добивающегося более справедливых решений в интересах народа, позволяют надеяться, что и голос бортпроводников будет услышан.
Роман КАРАВКИН, член президиума Совета ветеранов Октябрьского района Минска.