Сколько полей обработает дрон

Наши люди умеют делать все. С этим выводом Президента, озвученным на встрече с активом Гомельской области, сложно спорить. На Гомельщине речь шла о создании суперсовременного комбайна. Один из примеров этого ряда — сельскохозяйственный дрон, о разработке которого на днях рассказали белорусские ученые. Символично, что эта работа проводится совместно с предприятием СЗАО «Авиационные технологии и комплексы» (входит в НАН Беларуси). Аграрная отрасль сегодня в мире поднимается в «космос» по уровню технологий, и задача наших хозяйств — не оказаться в нижнем, отстающем эшелоне.

Возьмем те же квадрокоптеры. «СГ» недавно уже писала, что в одном из хозяйств Пуховичского района пропалывают кукурузу с помощью дрона. Уверена, у многих аграриев такой пример вызвал скептическую улыбку: мол, сколько же нужно таких крылатых помощников на все поля и в какие суммы это выльется? Но почему-то нашим соседям (и где-то конкурентам) не до смеха. Та же Россия занимает 15-е место в мире по степени цифровизации сельского хозяйства, следует из сведений их Минсельхоза. А по данным организации Association for Unmanned Vehicle Systems International, в мировом масштабе 80 процентов всех дронов уже используют именно в сельском хозяйстве. Они не чашки с кофе приносят — трудятся как пчелки на полях. И в той же России два года назад уже около 5—10 процентов агрохозяйств применяли технологии беспилотных летательных аппаратов, а начали их внедрять в 2016-м. Очевидно: если мы хотим выдерживать конкуренцию на рынке — отставание нужно сокращать.

Получается интересная тенденция, которую заметили некоторые эксперты. Современная экономика серьезно перестраивается, валовое производство товаров вытесняют услуги, в том числе и цифровые. В ВВП США доля сельского хозяйства — меньше процента. А финансы, страхование, лизинг — 21 процент. Возможно, патент на новый дрон, помогающий оцифровать поле и точечно внести удобрения, будет цениться в разы дороже, чем тот же комбайн. Впрочем, это не значит, что нужны одни дроны. Продовольственная безопасность базируется на комплексной модернизации. 

Здесь уместно упомянуть оценку заместителя председателя президиума НАН Петра Казакевича на одной из недавних пресс-конференций. Ученый справедливо напомнил, что, когда распался Советский Союз, Беларуси в наследство перешло сельхозмашиностроение, которое обеспечивало потребности лишь на 3—5 процентов. Сейчас АПК страны снабжен своими агрегатами на 85 процентов. Колоссальный рывок. Благодаря реализованным научным разработкам всего за прошлый год продукции получили примерно на 125 миллионов рублей, а потратили на проекты аграрной науки — 5—6 миллионов. Отдача впечатляет. И радует, что не только мы поглядываем на зарубежные ноу-хау. Наш опыт перенимают тоже: уже сейчас сельхозкультуры белорусских сортов на территории других государств занимают около 2 миллионов гектаров!

Уместно вспомнить о новом опыте в Смиловичском сельскохозяйственном профессиональном лицее. Он первым в стране из профтеховских использовал технологию виртуальной реальности для обучения. Будущие аграрии, прямо как пилоты, отрабатывают навыки управления тракторами и комбайнами на специальных динамических тренажерах. Представьте, вместо игры за компьютером — обучение делу. Короткую уборочную для 300 практикантов не растянешь, а так занимайся «севом» или «обработкой» круглый год. От школьной скамьи до профессорского кресла — все перестраиваются под новую, цифровую экономику. Очевидно, что наши люди умеют все, — и верю, смогут подняться еще выше.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter