Сколько можно кормить Ваську?

Резервы российской экономики в условиях кризисаУ поваров есть такая поговорка: «Что проще всего приготовить – яичницу, а что сложнее всего – яичницу». Вот и у нашего брата журналиста сейчас получается:«О чем проще всего писать – о кризисе, а о чем сложнее всего писать – о кризисе». Если убрать за скобки официальные сообщения о мерах, которые принимает исполнительная и законодательная власть по преодолению кризиса, то подавляющее большинство публикаций касается прогнозов на будущее. Прогнозы эти сродни гаданию на кофейной гуще.

Правильнее, конечно, сказать – на гуще экономических событий. Всевозможных событий в мире кризисной экономики сейчас великое множество, а вот вытекающих из них вариантов развития ситуации – не так много: либо все будет плохо, либо все будет хорошо, либо хорошо и плохо в разных пропорциях. И аналитики так виртуозно оперируют прогнозами, что любой вариант в будущем обязательно уложится в их пророчества. Кстати, многие известные экономисты  просто перестали общаться с журналистами и отказывают в интервью, дабы избежать банальных рассуждений о перспективах развития кризиса.
Если где-то месяц-полтора назад все мучались вопросом, кто виноват (вроде бы разобрались, правда, от этого не легче), то теперь – что делать? Тут впору вспомнить незабвенного Остапа Бендера, который хотя и знал 400 сравнительно честных способов, как не остаться с пустым карманом, в кризисной ситуации сердито требовал: «Деньги давай! Давай деньги!» – да еще и приплясывал при этом. Финансовых вливаний сейчас просят (или даже требуют) все: крупный и малый бизнес, автопром, сельское хозяйство, строительный комплекс, оборонка и пр., и пр. Уже подсчитано, что ежели выдать всем, кто просит, и все, что просят, то Россию можно будет закрывать на переучет.
Шутки шутками, но, конечно, без денежной подпитки государства обойтись будет трудно, особенно социальной сфере. На недавнем совещании в российском правительстве В. Путин заверил, что все социальные обязательства государства, несмотря на влияние кризиса, будут исполнены.
Поэтому возьмем на себя смелость поразмыслить о резервах российской экономики, что называется, в  рамках бюджетного финансирования, но при обязательном условии исключительно добросовестного исполнения своих обязанностей определенным кругом должностных лиц.
Что, собственно говоря, необходимо простому россиянину? Чтобы была работа, вовремя зарплата и товары в магазинах чтобы не шибко дорожали. Цена товара (отнесем сюда и стоимость билетов на различные виды транспорта) складывается из многих составляющих, в том числе она напрямую зависит от цены на топливо.   
Еще на слуху события первых осенних месяцев, когда тысячи пассажиров застряли в российских аэропортах, в том числе и из-за высокой цены на авиатопливо. В середине октября ситуация привлекла внимание Президента РФ Дмитрия Медведева. Он выразил крайнее удивление тем, что авиакеросин вслед за нефтью подешевел в два раза во всем мире, но только не в России. И что оказалось? Во многих регионах между производителем (нефтеперерабатывающим заводом) и потребителем (авиакомпаниями) стояло до 5 (пяти!!!) посредников. Цена на авиакеросин немного снизилась.
Законное желание граждан, особенно тех, кто провел не один день в ожидании заправки их рейсовых самолетов, – узнать, кто же эти мифические посредники. Прошло пару месяцев, и вот мы читаем любопытные новости из Томска.
Томское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) совместно с прокуратурой Томской области выявило несколько коммерческих структур, которые участвовали в цепочке поставок авиакеросина в аэропорт Томска, но фактически не были задействованы в его транспортировке. «Мы обнаружили несколько посредников, которые влияли на конечную цену авиатоплива, и эти посредники не участвовали в самой поставке. Это несколько коммерческих структур, которые «на бумаге» переписывают товарно-транспортные накладные», – сообщил на пресс-конференции в пресс-центре агентства «Интерфакс-Сибирь» руководитель Томского УФАС Владимир Шевченко. По его словам, вся эта информация сейчас проверяется, но процесс затягивается из-за трудностей в получении документов. «Мы несколько раз приостанавливали дело в связи с тем, что материалы, которые мы запрашиваем в структурах, которые проходят по этому делу, нам не представляют», – уточнил В. Шевченко.
Так и хочется задать вопрос товарищу Шевченко: «Вы что, ждете, пока фирмы-посредники уничтожат или приведут в должный «порядок» необходимые вам материалы?» Ежели регулярно смотреть ТВ или читать бумажные и электронные СМИ, то можно привести массу примеров, когда в более безобидных ситуациях и при гораздо меньших прегрешениях прокуратура с привлечением ОМОНа производила выемку необходимых документов.
Еще один сюжет с топливом. Цена нефти за последние месяцы упала почти в 4 раза. Во всех странах это повлекло резкое удешевление бензина. В США, например, в 2,5 раза. И опять только после окрика Президента РФ Д. Медведева началось разбирательство, почему у нас в стране цены на бензин фактически не изменились.   
Вот что по этому поводу говорит руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев: «Существует одна большая проблема – проблема непрозрачности российских нефтяных компаний. У них не разделена добыча с переработкой, а переработка со сбытом, – говорит он. – Посредническое звено в этих условиях непрозрачности – полукриминальное. Оно играет огромную роль в поставках нефтепродуктов. И вот эта посредническая маржа на внутреннем рынке тоже большая. Компании прекрасно знают, кто эти посредники, они прекрасно понимают, что те на этом зарабатывают». По словам И. Артемьева, все это «направлено против российского потребителя». «Эту систему нужно кардинально менять в целом», – добавил он.
Теперь о сельском хозяйстве.
Чуть более двух лет назад, в октябре 2006 года, на одном из совещаний  министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев и первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк в один голос заявили, что прежде всего необходимо изгнать с торговых площадок посредников, которые мешают сельхозпроизводителям реализовывать свою продукцию. По словам руководителя ведомства Алексея Гордеева, в первую очередь Минсельхоз будет бороться с посредниками на рынках, препятствующими сельхозпроизводителям самостоятельно торговать своей продукцией. «Это экономически справедливо и выгодно для потребителей, которые по нормальным ценам получат возможность напрямую у крестьян покупать качественную, экологически чистую продукцию», – заявил Алексей Гордеев.
Разрешить назревшую годами проблему «серой части экономики, подпитывающей криминальные структуры», Гордеев призывает достаточно банальным и опробованным в западных странах способом – за счет создания колхозных рынков на кооперативной основе. Инициативу министра тут же поддержал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк. Правда, в отличие от Гордеева он считает, что главное сейчас – «убрать с рынка столицы псевдооптовиков и правильно выстроить работу силовых структур по наведению порядка в сфере торговли».
Надо ли говорить, что спустя два года воз и ныне там. Разумеется, такое положение дел не только в Москве. В этом году первый вице-премьер В. Зубков указал, что к росту цен на сельхозпродукцию, и в частности на молоко, приводит наличие торговых посредников и стремление торговых сетей извлечь свою, не всегда экономически оправданную норму прибыли. И действительно, закупка у производителя молока осуществляется по 8–9 рублей за литр, а в магазине тот же литр стоит около 30 рублей.
Что получается? Везде неуловимые и безнаказанные посредники, о которых постоянно говорят на самом высоком уровне! Так и хочется возопить, немного подкорректировав великого баснописца: «А посредник слушает да ест»! Надо ли говорить, что финансовое благополучие, и судя по всему немалое, этой великой армии посредников оплачиваем мы с вами из собственного кармана, что особенно накладно да и обидно в кризисное время. А безнаказанное существование таких фирм-посредников является четким признаком коррупционных действий вполне конкретных чиновников. Поэтому очень хотелось бы знать фамилию, имя и отчество этой самой коррупции в каждом конкретном случае.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter