Сколько кабелю ни виться...

«Вилка» цен на металлолом стимулирует преступления и наносит ущерб государственным интересам. Долго это может продолжаться?

«Вилка» цен на металлолом стимулирует преступления и наносит ущерб государственным интересам. Долго это может продолжаться?


О массовых задержаниях в Гомельском городском узле электросвязи мы уже писали («Абоненты временно недоступны» в «СБ» за 18 декабря 2007 года). Четырнадцать работников предприятия и двое «посторонних» коммерсантов обвинялись в масштабных хищениях списанного кабеля, содержащего цветные металлы.


То, что для руководства ГУЭС было привычной бесхозяйственностью, «низы» восприняли как возможность разбогатеть. Примечательно, что специально сколачивать группу организаторам проекта не пришлось — воспользовались готовым штатным расписанием узла электросвязи.


При плановой модернизации телефонных сетей старый кабель просто вырезали и отправляли налево. Действовали практически открыто — в рабочее время, в фирменных спецовках, с использованием ведомственной техники. Таким образом с 2003 года по март 2007–го было украдено и продано по меньшей мере 270 тонн меди и свинца на 200 миллионов рублей.


Без настоящих профессионалов такой масштабный «проект» был бы невозможен — надо знать график переключений, грамотно изъять кабель... По данным УКГБ по Гомельской области, в верхней части «синдиката» находились: начальник линейного цеха, который впоследствии уволился и перешел в священники, бригадир и двое инженеров. «Нижние слои» воровали за относительно небольшие гонорары либо за бутылку.


Максимальное наказание по этому делу получил бывший начальник линейного цеха Виталий Мешков. Железнодорожным судом Гомеля он признан виновным в особо крупном хищении путем злоупотребления служебными полномочиями и приговорен к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Остальные получили от 3 лет до условных сроков. Не все адвокаты обвиняемых согласны с приговором. Как, впрочем, и обвинение, которое требовало куда более жестких санкций. Скорее всего, последует ряд обжалований.


Между тем подземные залежи цветных металлов, до которых не успели добраться воры, лишь недавно подняты на поверхность. Оперативник госбезопасности демонстрирует многометровую гору проводов на площадке «Белцветмета»:


— Это часть того, что достали из–под земли и оприходовали уже после того, как мы взяли группу. Фактически предотвращено хищение цветного металла еще примерно на 700 миллионов рублей. И это только по государственным расценкам...


В КГБ говорят, что судьба еще 105 километров кабеля так и осталась неизвестна — ее выясняет милиция.


Формально столь ценный ресурс должен строго учитываться и соответствующим образом утилизироваться. Как могло случиться, что о происходящем не знало руководство городских телефонных сетей? Следствие сошлось на том, что это не более чем халатность: о старом кабеле руководители предпочли забыть. Одним из результатов этого скандала стало то, что еще более трех десятков работников узла связи привлечены к дисциплинарной ответственности.


Однако, как кажется, проблема, связанная с хищениями металлов, вышла далеко за рамки одного расследования в Гомеле. Менее месяца назад наша газета уже писала об этом.  В материале «Удар ломом» среди множества фактов говорилось в том числе и о том, что через границу с Россией ежедневно протекает не менее 100 тонн лома. И правоохранительными органами задерживается лишь маленькая доля того, что вывозится в реальности и потом через российские коммерческие структуры  возвращается на БМЗ, но уже по другой — более высокой — цене... Постоянно поступающие новые сведения свидетельствуют о том, что сложившаяся ценовая «вилка» стимулирует все новые и новые преступления, наносит ущерб государственным интересам. Так и хочется спросить: сколько это может продолжаться? Когда ценовая чехарда будет остановлена.


Тем временем


В УКГБ по Гомельской области говорят о новом уголовном деле, связанном с телефонными коммуникациями. И опять в числе обвиняемых «материально ответственные лица» из Гомельского филиала «Белтелекома». По данным следствия, новый кабель, предназначенный для плановой замены изношенных и поврежденных участков, уходил налево. При этом в актах указывалось, что старый заменен.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter