Сколько белорусы будут платить за вывоз мусора?

Проблема сбора и переработки коммунальных отходов уже не раз обсуждалась на страницах «Знаменки». Поводом еще раз вернуться к этой теме стало заседание круглого стола, прошедшее в Минске с участием специалистов различных министерств и ведомств.

Проблема сбора и переработки коммунальных отходов уже не раз обсуждалась на страницах «Знаменки». Поводом еще раз вернуться к этой теме стало заседание круглого стола, прошедшее в Минске с участием специалистов различных министерств и ведомств. Как выяснилось, в стране отсутствует четкая система сбора у населения вторсырья и отходов. И хотя на этот счет была принята уже не одна государственная программа, ощутимых результатов до сих пор нет.

В Беларуси ежегодно образуется около 15 миллионов кубометров коммунальных отходов, большая часть из которых захоранивается на полигонах. В качестве вторичного сырья используется около 15-17 процентов. Выбирать из мусора то, что можно еще раз переработать, – занятие убыточное, констатируют Мусорные баки. фотоспециалисты. И хотя темпы заготовки вторичных материальных ресурсов за последние несколько лет увеличились почти в 2,5 раза, нам еще очень далеко до тех результатов, которые можно получить исходя из опыта развитых стран. Выход – расширение в республике системы раздельного сбора коммунальных отходов, как это давным-давно делается в Европе. А если будет выполнена разработанная и утвержденная в минувшем году Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, то мы выйдем на уровень развитых стран. К слову, финансирование мероприятий программы предусмотрено в объеме 276,6 млрд рублей.

 

Когда в товарищах согласья нет

«Что вы изучаете, когда весь мир утилизирует?» – такой вопрос задал Премьер-министр республики Сергей Сидорский ответственным за выполнение Госпрограммы чиновникам и потребовал к концу 2015 года довести уровень сбора и переработки вторичных ресурсов до 70–80 процентов. По мнению Сергея Сидорского, в области сбора и переработки вторресурсов Беларусь существенно отстала от европейских стран. В качестве примера он привел Швейцарию, где ставится задача выйти на уровень 100 процентов, в развитых европейских странах уровень переработки вторресурсов составляет 80–90 процентов. Обращаясь к министру торговли, который выступал с докладом по этому вопросу, Сергей Сидорский поинтересовался, возможно ли в 2015 году и белорусам выйти на уровень переработки вторсырья в 70-80 процентов. По мнению министра, сделать это возможно.

Так-то оно так, но «когда «в товарищах согласья нет», сложно рассчитывать на значимый результат. Ведь сегодня за сбор и переработку отходов отвечают не одно и даже не два министерства. Так или иначе к этому делу причастны примерно с десяток министерств и ведомств. Одни устанавливают тарифы, другие – организуют сбор мусора, третьи – следят, чтобы его утилизация не загрязняла экологию, четвертые – пишут отчеты… Такая система не только не помогает, а, наоборот, препятствует решению проблемы. Чтобы обсудить и согласовать законопроект, уходит уйма времени, не говоря уже о том, что цели у «товарищей» бывают зачастую противоположными, а найти ответственного в такой системе – просто не реально.

 

Мусорят одни, а платят другие

До сих пор основным источником покрытия затрат на обращение с отходами являются платежи населения. Но существующие тарифы за вывоз и обезвреживание отходов с одного человека в месяц очень низкие и не покрывают даже затрат на вывоз и захоронение мусора, не говоря уже о переработке. Недостаток средств компенсируется дотациями из госбюджета (не будем забывать, что он формируется в том числе и из налогов населения).Свалка. фото

Как рассказал заместитель начальника управления по обращению с вторичными материальными ресурсами ГО «Белресурсы» Николай Скорин, их ведомством подготовлен проект указа, предусматривающий обязанность производителей и импортеров платить за то, чтобы можно было организовать сбор и переработку бумажной и картонной упаковки, стеклянной и пластиковой тары, а также утилизации вышедшей из употребления сложнобытовой техники. «К сожалению, уже пять месяцев мы во­зимся с этим указом – то Минфину он не нравится, то налоговой, то у Минприроды есть замечания. Но по-другому в мире с отходами не работают, и рано или поздно мы к этому придем».

 

С населением никто не работает

Попробуйте позвонить в местный ЖЭС и спросить: почему переполненный пластиковыми бутылками контейнер со двора не вывозится? Вряд ли вам ответят что-либо вразумительное. Еще больше удивятся, когда спросите, как поступить с отслужившими свое холодильником и стиральной машиной. Или, например, на контейнере для раздельного сбора делается надпись «пластик», а что туда бросать, населению никто толком не рассказывает. Вот и летят в контейнеры, предназначенные для ПЭТ-бутылок, еще и флаконы из-под шампуня, стаканчики из-под йогурта и т.д. Аналогичная ситуация и с контейнерами, на которых написано «Пластик. Стекло. Бумага. Жесть». Проще всего свалить все проблемы на «бессознательное» население, обвинить его в отсутствии культуры.

И это лишь полбеды. При всем желании содействовать выполнению государственной программы раздельно собирать мусор нереально по той простой причине, что в квартире всего лишь одно мусорное ведро, а не четыре или пять. Может быть, есть резон придумать нечто более удобное для сбора мусора и предложить это населению? Например, многосекционное ведро. Ведь не каждый, стоя возле контейнеров для раздельного сбора, станет копаться в ведре с мусором и выбирать, что и куда бросить.
К слову, в Законе «Об обращении с отходами» есть любопытная статья 17, содержание которой население должно знать как «Отче наш». Она гласит, что ЖЭСы обязаны создавать условия для раздельного сбора отходов, а жильцы, если такие условия созданы, обязаны собирать отходы раздельно. За невыполнение норм закона предусмотрена ответственность – штраф в размере от 5 до 50 базовых величин. Можно поспорить, что большинство населения об этой статье, как говорится, – ни слухом ни духом, а информировать его, похоже, никто и не собирается. Как, впрочем, и контролировать выполнение требований закона.

 

В Беларуси нет специалистов, ответственных за обращение с отходами

– У нас нет квалифицированных специалистов в области обращения с отходами, – заметил начальник отдела энергетики Мингорисполкома Анатолий Лавничук. – Мы работаем методом проб и ошибок, учимся на собственном опыте. Мы столкнулись и с тем, что наша правовая база отстает. Да, в Минске мы приняли концепцию раздельного сбора и с чем мы сейчас сталкиваемся? Во дворах припарковать машину невозможно, не говоря уж о выделении площадок под контейнеры для раздельного сбора. А к ним еще нужно подъехать на грузовой машине. Как это сделать? А посмотрите, как Минск застроен. Согласно тем требованиям, которые предъявляет санстанция, разместить приемный пункт по приему вторресурсов практически невозможно. Особенно в новых микрорайонах. Их просто негде организовать.

И еще есть проблемы. Мы планируем в Беларуси строить мусороперерабатывающие заводы, а инвестор требует, чтобы предприятие, которое он построит, имело прибыль. Но оно не дает прибыли и называть это инвестиционным проектом – экономически безграмотно. Это не что иное, как стопроцентные затраты из бюджета, платежи населения. Поэтому самый главный вопрос – в тарифах, по которым население платит за вывоз и обезвреживание ТБО. Чтобы решить возникающие проблемы, в прошлом году мы предлагали их поднять в 3 раза, а как народ среагирует, когда завтра мы их поднимем в 10 раз? Но тогда, прежде чем строить заводы, надо хорошо подумать, не обанкротятся ли они.

ль об увеличении тарифов поддержал и начальник управления обращения с отходами Минприроды Сергей Кузьменков. Он рассказал, что объем отходов на одного человека составляет около 300 кг в год, семья из четырех человек должна платить за их сбор и переработку порядка 40 евро в год. Разделив эту цифру на 12 месяцев, получаем около 14 тысяч белорусских рублей. «Не такая уж это и неподъемная цифра, – резюмировал эксперт. – Все равно надо выбирать этот путь и идти по нему».
Пока умные головы рассуждают, как выполнять госпрограмму, рядовому потребителю будет очень даже интересно: все-таки ждет его в ближайшей перспективе повышение тарифов на вывоз и обезвреживание ТБО в пять и более раз или можно спать спокойно? Прогнозировать это специалисты не берутся, ведь с одной стороны, это вроде бы и жизненно необходимо, чтобы система сбора и переработки отходов работала без сбоев, а с другой – экономика государства не позволяет обременять народ такими выплатами. В общем, поживем – увидим.


Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter