Объем готовой продукции на складах белорусских предприятий снизился

Склады разгрузить – не кролика из шляпы достать

СЕГОДНЯ только глухой не слышит и слепой не видит сотрясения мировых рынков. Некоторые эксперты называют это второй волной кризиса-2008, которая накрывает в том числе и вполне благополучные страны. Экономики скукоживаются, рынки схлопываются, и единственное, что процветает, агрессивно оскаливая зубы, — конкуренция. Конкуренция по всем фронтам. Битва за рынки — действительно объективный фактор, который влияет на продвижение экспорта. Когда внешняя торговля падает, продукция лежит мертвым грузом. 



Трудно всем: и промышленникам, и аграриям, которые после известного обвала нашего основного партнера — России — разослали торговых гонцов практически по всем континентам. 

Что ни говори, небольшие, но подвижки есть. За первое полугодие экспорт белорусских товаров на рынки стран Азии увеличился более чем на 100 миллионов  долларов, Африки — почти на 50 миллионов. Конечно, это пока еще крохи. По мнению Премьер-министра Андрея Кобякова, «имеющаяся динамика не в полной мере соответствует задачам по разгрузке складов». Тем не менее она есть.

В январе—мае объем готовой продукции на складах по сравнению с первым полугодием прошлого года снизился на 1,8 триллиона рублей. За июль запасы на складах организаций промышленности снизились на 1,6 триллиона и на 1 августа составили 35 триллионов — чуть более 73 процентов к среднемесячному объему промпроизводства, сообщает Белстат. Сравним: в прошлом году этот показатель был равен почти 80 процентам.

Не спят в шапку и организации Минсельхозпрода. Только с начала июня складские запасы сократились на 57 миллиардов рублей и находятся в пределах нормы. Как бы кто ни кликушествовал, но цифры — упрямая вещь. Мелкими шажками, но упорно пошел экспорт в третьи страны. За полгода лидер по его приросту — Азиатско-Тихоокеанский регион. Поставки в этом направлении увеличились на 88 процентов. В 4,6 раза вырос экспорт в ОАЭ, в 4,5 — во Вьетнам. Растут продажи белорусского продовольствия в Китае, Сингапуре, Гонконге, Корее и Австралии. Первые партии товаров ушли в Сирию. 

Аграрии пробуют себя и на совершенно новых рынках. ЗАО «Мясо-молочная компания» поставило в Нигер пробную партию из 100 тонн сухого обезжиренного молока. Подписаны контракты на поставку этого продукта с крупнейшей израильской компанией «Магнези Групп». Есть договоренность с Иракским Курдистаном. Ведутся отгрузки пробных партий масла сливочного (28 тонн) и сухого обезжиренного молока (25 тонн) в Турцию. Кроме того, ЗАО «Мясо-молочная компания» подписало контракт с Пакистаном на поставку сухого обезжиренного молока на 10 миллионов долларов. 

Надо понимать, что пробиваться на новые рынки непросто, необходимо пройти сертификацию, отработать маркетинг, заинтересовав новых партнеров и дилеров не только качеством, но и ценой. В любом случае на это нужно время, поэтому  Россия остается приоритетным направлением нашего экспорта, считают в Минсельхозпроде. 

Одна, но главная проблема. По инерции мы все еще топчемся на российском рынке, загоняя туда основные объемы продовольствия, невзирая на то, что в деньгах теряем миллионы долларов. Восточные соседи и сами серьезно занялись импортозамещением. И здесь не до братских всхлипываний и причитаний. Деньги любят счет. Поэтому сегодня гигантская зависимость белорусского продовольствия от российского рынка аукнулась как никогда. Невелика мудрость, но эксперты об этом предупреждали 10 лет назад. Кризис, санкции, снижение цен на продукты питания сильно ударили по экспортерам. И только практически полгода, как наши производители спохватились. Подсчитали — прослезились. На все, что давало основную прибыль от экспорта продукции, цены упали. В деньгах объемы поставок говядины снизились на 28,6 процента, колбасных изделий — наполовину, сухого цельного молока — на 12,7 процента. Цены обвалились еще ниже: на сухое цельное молоко — на 47,4 процента, масло животное — почти на 38 и так далее.   

Производитель забывает или не желает учитывать, что рынок — это не только когда завод или колхоз установит цену на свою продукцию, а и потребитель через переработчика заявит о ее разумности. Но справедливости ради нельзя не сказать, что в нынешней ситуации уменьшить себестоимость продукции — это как достать кролика из шляпы. Фокус в том, что именно государство, по идее, должно влиять на снижение затрат, хотя бы немного сокращая стоимость энергоресурсов и уменьшая кредитную нагрузку. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter