И снова о молоке. Как бы ни была избита тема, информационных поводов обсудить ее более чем достаточно. Производители сейчас, что называется, в мыле и пене: 1 августа истек срок оформления необходимых документов для экспорта продукции в Россию. Вместе с тем молочная ситуация в стране если еще не киснет, то все чаще обращает на себя внимание. «Интересным» способом обратил на себя внимание Союз предприятий молочной отрасли Беларуси. Но прежде – несколько фактов предыстории.
Доля Беларуси в мировом экспорте молочной продукции составляет 2 % по сыру и 4 % по маслу. Сегодня у нас производится порядка 18 тыс. т молока в день. Только за последние два года производство молока увеличилось на 1 миллион тонн. Объемы для республики большие. И сегодня назрела необходимость увеличивать экспорт и стимулировать потребление молочных продуктов внутри страны. Внимание на эти два вопроса обращают и производители, и потребители, и специалисты в области стандартизации, общественники и представители Минсельхозпрода.
Созданный два года назад Союз предприятий молочной отрасли активно занялся пропагандой «молочной» жизни: в столице прошли Дни молока, разрабатываются программы по популяризации этого продукта среди школьников… Кроме того, по словам заместителя директора союза Александра Кандрашова, в нынешнем году в структуре союза планируется создание независимого звена – Национального молочного комитета. В него войдут наиболее квалифицированные представители молочной отрасли страны: представители Госстандарта, Минздрава, технологи. Александр Кандрашов отмечает: специалисты комитета будут собираться раз в месяц и обсуждать наиболее актуальные проблемы, разрабатывать законопроекты, проводить аудит законодательных актов, планируемых к внедрению в Беларуси в молочной отрасли. Все это делается для того, чтобы принимаемые нормативно-технические акты не препятствовали развитию производителей. Правда, Александр Кандрашов уточняет: решения комитета будут носить рекомендательный характер.
Однако и сегодня специалисты того же Госстандарта плотно работают с заводами, и все принимаемые техрегламенты обсуждаются до тех пор, пока требования не становятся универсальными для всех участников рынка и приемлемыми для каждого конкретного производителя. Будет ли эффективна работа таких ежемесячных заседаний – покажет время. Пока же одним из основных каналов продвижения исходящей информации являются СМИ. Однако и здесь к союзу немало вопросов. Разумеется, в личных просьбах получше «засветить» работу его участников ничего вопиющего нет, все понимают: чем больше журналисты упомянут в своих сюжетах и публикациях союз, тем лучше для последнего. Вместе с тем стоит понимать и другое: сегодня всем нужны ответы на злободневные вопросы – начиная с реализации продукции, снижения себестоимости сырья, заканчивая экспортом. Это именно те моменты, которые толкают либо тормозят развитие отрасли. А переливанием из пустого в порожнее (пусть даже и молока) никого не удивить.
Пока же работа в этом отношении заметно тормозится. В разгар белорусско-российского молочного конфликта руководители союза предпочитали отмалчиваться, хотя, казалось бы, чем не идеальный повод отстоять свои интересы. А на недавно прошедшем в Минске семинаре «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» с участием российских и белорусских специалистов для журналистов не оказалось не только места и раздаточных материалов с информацией, но также времени и слов у представителей отдельных структур.
Как говорится, ничего личного. Тем не менее повод для «молочных» общественников задуматься об эффективности своей работы есть. На скисшем молоке, как известно, каши не сваришь.