Скидельский подкидной

Самые азартные люди живут в небольшом городке Гродненского района
...Я приехала в Скидель, чтобы померяться силами с чемпионами. Во всяком случае, казалось, что состязаться с этими опытными мастерами по силам любому человеку, «рожденному в СССР»: ведь речь идет о победителях чемпионатов по игре в... подкидного дурака. Соревнования самых завзятых картежников Скидельского сахарного комбината вот уже пять лет проходят здесь ежегодно.

Карты в руки!

Идея организации чемпионата пришла в голову заместителю директора, председателю профкома комбината Зигмунду Барановскому. Совершенно случайно, из российской прессы, он узнал, что в соседней стране к игре «в дурачка» относятся как к интеллектуальному виду спорта и даже проводят турниры, причем среди лучших игроков — знаменитый хоккеист Анатолий Фирсов, шахматист Анатолий Карпов, политик Владимир Жириновский и сатирик Аркадий Арканов.

«Я тогда подумал: ведь у нас на предприятии ни один обед не проходит без карточных баталий — наверняка уже выросли свои таланты, которые тоже стоит выявить и поощрить, поэтому дал задание инструктору по спорту разработать образец турнирной сетки и правил чемпионата. С этого все и началось», — вспоминает Барановский. Правда, пришлось потратить некоторое время на ломку стереотипов: ведь игра в подкидного дурака десятилетиями считалась неприличной, еще лет десять назад ее просто–напросто запрещали, а тут... чемпионат. Но первое же официальное соревнование показало, что никакой крамолы здесь нет. Как и на обычных спортивных состязаниях, победители получили призы и поздравления родственников и сослуживцев. Правда, один неприятный момент все–таки есть: кроме признанного чемпиона, определяется и имя «дурака», а проигравшие всегда очень болезненно относятся к присвоению нелестного звания.

Фэйр–плэй

Составлял правила состязаний инструктор по спорту Скидельского сахарного комбината Александр Перевоз. «Сначала проводим жеребьевку, для того чтобы определить противников, — объяснил мне он. — Если это личное первенство — игроки сражаются один на один, а если проводим соревнования между цехами, тогда противоборствуют пары. Отбираем победителей первого тура: тех, кто выиграл два раза в двух или трех партиях и так далее, пока не определятся обладатели первого, второго и третьего места. Я лично слежу за тем, чтобы в зале была абсолютная тишина и — чтобы без «махлярства»!»

— Есть ли у картежников свои термины, которые присущи только этой игре, вроде «нокдауна» в боксе или футбольного «аута»? — спрашиваю у Александра.

— Конечно, есть. Но поскольку они практически все непечатные, на чемпионате мы их не используем...

Как мне навешали «погон»

Можно долго доказывать, что в подкидном дураке удача зависит не от мастерства игрока, а от везения. Недаром ведь о будущих неожиданностях говорят: «как карта ляжет». А лечь она может по–всякому... Впрочем, из года в год одни и те же картежники подтверждают свой высокий класс игры, занимая призовые места. Один из них — электрогазосварщик цеха готовой продукции Владимир Головко.

— Карты где–нибудь поблизости есть? Может, сыграем? — предлагаю я.

— Обязательно, — отвечает чемпион, доставая новенькую колоду. — Я раздам.

Высокий уровень мастерства виден уже при раздаче: мне не досталось ни одного козыря, а у Владимира — девятка. Он ходит, я бью. Пока все просто. Мою подачу Владимир с легкостью отбивает червями, поскольку они тоже «красненькие», как и козырные бубны, я даже не замечаю подмены и отбрасываю карты. Опытные зрители ни взглядом, ни жестом не показывают, что первый шаг к званию дурака я уже сделала. За всю игру мне не удалось подбросить Владимиру ни одной дополнительной карты. А соперник быстро нащупал мои слабые места и старательно целился в них. Конечно же, я проиграла...

Нет, здесь все дело в удаче, думаю я, и предлагаю партию–реванш. В итоге окружающие получают возможность поздравить меня с повышением: Владимир навесил мне две «погонные» шестерки.

— Как вам это удается?

— Здесь надо знать уровень игрока. Если он невысокий, то я не боюсь выкидывать крупные карты или козыри для того, чтобы самому перебрать колоду и оставить себе из нее только то, что нужно (такая тактика игры была применена и в отношении меня). А если противник умелый — козыри лучше подкопить. Ведь к концу игры он уже знает, какие карты у меня на руках. Так пусть знает и боится.

— Обмануть соперника можете?

— Как же без этого? Отбиться вместо козыря картой той же масти или подбросить лишнюю карту — всегда так делаю, когда предоставляется возможность. Но только не на чемпионате, там все честно.

— Кто учил играть?

— Улица. Еще мальчишками играли «на интерес». Когда повзрослели, большие деньги на кон ставили. Чтобы не проиграться в пух и прах, надо было играть умеючи.

Чемпионский бум

...Токарь цеха наружной механизации Иван Мечиславович Мартынкевич — еще один карточный самородок. Правда, как утверждает, на деньги не играл никогда. Просто любит «перекинуться в картишки» в свободное время. Но к умению «махлянуть» тоже относится положительно: «Ведь на то он и дурак, чтобы его дурить. Конечно, частенько бывает, когда лишнюю карту из колоды возьмешь, а ненужную отбросишь. Но на заводском соревновании играю честно — все равно выигрываю».

Признаюсь, смалодушничала: с Иваном Мечиславовичем играть не стала, хватит мне одного «повышения» за день.

...После того как прошел первый чемпионат по подкидному дураку, Александр Перевоз сразу понял, что игра имеет главное преимущество: в ней могут принимать участие люди всех возрастов. Раньше на заводе в основном играли в футбол или занимались бегом. Такие активные виды спорта могла осилить только молодежь. Карты позволили к борьбе за чемпионство подключить и людей предпенсионного возраста. Вот только женщин к соревнованию в «подкидного» пока не допускают: для них эта игра так и осталась «неприличной».

— Может, и женщины с удовольствием играли бы в карты за заводской приз? — спрашиваю у Зигмунда Барановского.

— Может быть, и играли бы, но мы им не предлагаем, — отрезает Зигмунд Болеславович. Что ж, понятно: так далеко скидельское свободомыслие еще не заходит.

Но зато идея с карточным спортом положила начало новым видам чемпионатов. В некоторых из них нашлось место и для пожилых людей, и для женщин. Сейчас здесь есть свои чемпионы по играм в дартс, городки, домино, разгадыванию кроссвордов, подледной рыбалке — всего 30 видов различных состязаний. На заводе уже ни одни выходные не проходят без того, чтобы во что–нибудь не посоревноваться. Так что, Скидельскому сахарному в картах, а точнее, с картами повезло: они помогли заводчанам вывести занятия спортом на новый, более доступный для всех уровень.

На снимке: Электрогазосварщик Владимир Головко играет только в бейсболке — это его талисман.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter