Схватка за бюджетные деньги. Как УБЭП противостоит коррупции

Схватка за бюджетные деньги

16 марта 1937 года в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД образовался отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). Его сотрудники должны были противостоять расхитителям социалистической собственности и спекулянтам в государственной торговле, потребительской кооперации, заготовительных организациях, сберкассах, а также фальшивомонетчикам.

Некоторые коммерсанты готовы на многое, чтобы заключить выгодный договор с государственным предприятием
Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

— За прошедшие 80 лет служба подвергалась реорганизации, преобразованиям, однако задачи, которые ставились изначально, остаются основными и сейчас, — прослеживает связь через десятилетия Евгений Бутько, начальник 3-го отдела УБЭП ГУВД Мингорисполкома. — Это противоборство с расхитителями бюджетных средств, каковыми, по сути, являются взяточники, коррупционеры, лица, злоупотребляющие служебными полномочиями, фальшивомонетчики.  

Сегодня многих привлекают бюджетные деньги. Покупательная способность населения по многим позициям снизилась. Доходы предпринимателей, торговавших на рынке, уменьшились. Где заработать? Деньги всегда были и есть в бюджете. Поэтому коммерсанты стремятся заключить удачный договор поставки своей продукции на государственное предприятие. Но существует серьезная конкуренция, и тогда начинаются подковерные игры: кто найдет выход на чиновника, кто предложит больший откат…

— Будучи начальником отдела, который курирует сферу госзакупок, с уверенностью могу сказать, что три четвертых их носят признаки коррупционных составляющих, — утверждает Евгений Бутько. — Где-то это сговор, где-то сделки, носящие инсайдерский, то есть тайный, не публичный, характер. Эти нарушения граничат с коррупцией!

Зачастую «заинтересованные» чиновники сами подсказывают коммерсантам, что именно будет закупать их предприятие, по какой цене лучше выставить продукцию. Такое сотрудничество может длиться годами. 1 марта сотрудники УБЭП задержали должностное лицо строительного предприятия в структуре Мингорисполкома. На протяжении 17 лет чиновник брал деньги у поставщиков оборудования для этого предприятия. С одного коммерсанта он получил не менее 80 тысяч долларов за 8 лет, с другого — 75 тысяч. Таких поставщиков было несколько. Чиновник получал так называемый откат — четко оговоренную сумму, 3% от поставки. Например, если он от имени своего предприятия покупал продукцию на 100 тысяч долларов, то 3 тысячи наличными возвращались в его собственный карман. 

— Он зарабатывал, а страдал бюджет, — сокрушается Евгений Бутько. — Дело в том, что все суммы отката, взяток заложены в цену товара. Если бы не эта откатная схема, продукция стоила бы гораздо меньше. В случае честной закупки бюджет сэкономил бы, но должностные лица остались бы на голых зарплатах, а им это неинтересно…

Но как же удается обойти систему тендерных закупок, которая достаточно четкая и прозрачная? 

— Здесь есть свои схемы, — интригует начальник 3-го отдела УБЭП ГУВД. — Объявляется конкурс, условия которого между заинтересованными лицами согласовываются заранее. Например, условия поставки станков. Вы можете привезти их из России, но на это вам понадобится 30 суток. А у меня с директором налажены хорошие взаимовыгодные отношения. Мы прописываем в техническом задании, что поставщик должен поставить продукцию в течение 5 дней. Для вас этот срок нереален — и вы снимаете свою кандидатуру. А дальше возможны два варианта развития событий. Либо со мной позже заключается дополнительное соглашение, которое гласит, что станки я поставлю все-таки в течение месяца, — но вы об этом уже не узнаете. Либо, что чаще всего и бывает, это оборудование уже стоит у меня на складе. Потому что я был уведомлен о закупке и привез его заранее. Фактически конкурентов отсекают на подходах. 

При проектировании какого-нибудь объекта бывает, что в него изначально закладывается оборудование, носящее индивидуальный характер и имеющееся только у одного поставщика. То есть имеет место сговор еще на стадии подготовки документов. 

Евгений Бутько считает, что профессии журналиста и оперативного работника схожи: для обоих главная задача — найти подход, расположить к себе и получить информацию. Кроме того, важно уметь ее анализировать… 

Сведения о закупках размещаются обычно на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. Любой поставщик может посмотреть там, какая продукция нужна госсектору. Если у вас она есть — можете оформлять необходимый перечень документов и подавать заявку на участие в тендере. 

— Мы этот сайт мониторим, — признается Евгений Бутько. — Смотрим, кто какую цену предлагает, кто выигрывает, общаемся с проигравшими… Зачастую обиженные коммерсанты жалуются на несправедливость. Начинаем разбираться и выясняем, что победитель предложил цену на треть меньше. Но нереально поставить такой товар за эти деньги! Значит, имеется что-то еще… И точно: вскоре заключается дополнительное соглашение, где цена уже существенно возрастает — фактически до уровня конкурентов, а то и больше.

А вот случаи так называемой бытовой коррупции, когда деньги за «решение вопросов» получают, скажем, врачи, учителя, сегодня практически не выявляются. Евгений Федорович приводит лишь один интересный пример: 

— Информация поступила от наркоманки: дескать, регулярно за деньги получает больничный лист в поликлинике. Стали проверять и выяснили следующее. Старшая медсестра учреждения, не стесняясь, озвучивала желающим цену вопроса: 10 долларов за день бюллетеня. Пациентов она вела к врачу-травматологу, приятелю своего супруга, который там же работал рентгенологом. Тот отправлял страждущего на снимок… Мы раздумывали, как же снимки подделывали. А им просто давали ложное описание — указывали трещину или перелом там, где его нет. Непрофессионал-то все равно не разберется… И травматолог выписывал больничный лист. 

Оперативник признается, что были проблемы с документированием. Деньги берет медсестра, но ведь выдача больничных в ее служебные обязанности не входит. И подельников дама, конечно, не выдаст, ведь среди них любимый муж. Пришлось прибегнуть к оперативному эксперименту и сделать ставку на психологию. Человек получил бюллетень, за который заплатил не слишком крупными помеченными купюрами. А на выходе с работы задержали всех троих подозреваемых, надеясь, что дама честно разделит деньги. Так оно и вышло: у каждого оказалось несколько меченых банкнот. 

Позже следствие установило 67 человек, которые на протяжении нескольких лет пользовались услугами «добрых» медиков. А ведь больничные листы оплачиваются из бюджета, поэтому государству был причинен значительный ущерб. 

Не дремлют и фальшивомонетчики. С начала года зарегистрирован уже 21 факт выявления поддельных купюр. Две недели назад задержаны двое молодых людей, которые на даче изготавливали с помощью цветного принтера 20-рублевые купюры. Уровень подделок был не слишком высок, разве что бумагу пропитывали специальным клеевым раствором, чтобы хрустела на ощупь. У одного из парней изъято 7 таких купюр, а сбыть успели не менее трех десятков: рассчитывались в киосках, общественном транспорте, в местах уличной торговли и даже в магазинах. 

50-рублевую фальшивку подсунули недавно индивидуальному предпринимателю, торгующему цветами. Подделку определили лишь в банке. Личность человека, причастного к сбыту этой купюры, сейчас устанавливают.  

— За последние пять лет количество экономических преступлений возросло на 30%, — говорит Евгений Бутько. —  Это свидетельствует о том, что УБЭП работает эффективно и выявляет больше фактов преступлений. 

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter