Скептики излучают оптимизм

Брексит, греческий долговой кризис и даже бунт популистов в Евросоюзе — все меркнет на фоне прихода нового итальянского правительства. В коалицию вступили две евроскептические партии: популистское движение «Пять звезд», мечтавшее провести референдум о евро, и антииммигрантская партия «Лига Севера», которая планировала депортировать полмиллиона нелегальных мигрантов. И обе они требовали списать 250 миллиардов национального долга перед Европейским центральным банком, что может привести к потрясению на финансовых рынках.

Впрочем, не стоит поддаваться популистским страшилкам, будто наступили худшие дни для Евросоюза. Наоборот, может быть, даже и лучшие, так как внутри Европы давно пора договариваться, чтобы развиваться вместе. И приход нового итальянского правительства может послужить толчком. Вчера Луиджи ди Майо и Маттео Сальвини — лидеры победивших партий — привезли на утверждение президенту Италии документ из 30 пунктов, который должен лечь в основу коалиционного правительства.

Как и стоило ожидать, самые революционные предложения к моменту заключения договора значительно смягчились. Так, пока «Пять звезд» не будет настаивать на референдуме о выходе из зоны евро. Но он и не понадобится, если итальянские евроскептики примутся осуществлять свою программу в диалоге с остальными членами Евросоюза. Новое итальянское правительство желает реформировать союз изнутри, и первым шагом будет пересмотр финансовых правил.

У Италии самый высокий суверенный долг после Греции — 130% ВВП. При этом ни списать этот долг, ни отпустить Италию на все четыре стороны или довести ее до суверенного дефолта, как это предлагалось с Грецией, невозможно. Итальянский долг в четверть триллиона евро нельзя списывать потому, что это вызовет цепную реакцию среди других стран. А допустить дефолт тем более нельзя — среди ее кредиторов не только ЕЦБ, но и все крупные европейские банковские структуры, то есть дефолт Италии — это гарантированный банковский кризис по всей Европе.

Вот почему у коалиции сегодня развязаны руки, чтобы диктовать свои условия. Впрочем, диктовать — громко сказано. В обеих партиях достаточно умных экономистов, чтобы понимать — надо менять правила, но не ломать. Чтобы исправить ситуацию в падающей экономике, лидеры победивших партий предлагают использовать целый набор фискальных стимулов, которые идут вразрез с консервативными принципами Европейского центрального банка.

Участники коалиции заявили, что намерены пересмотреть Пакт стабильности и роста ЕС, который определяет годовой дефицит бюджета не более чем в 3% от ВВП страны. Положение давно изменилось, и далеко не все страны выдерживают этот жесткий ограничитель.

Да, Италия сегодня предлагает принципиально новую стратегию, которая идет вразрез с господствующей экономической политикой ЕС. Если Брюссель настаивает на жесткой экономии и затягивании поясов, то новое итальянское правительство, напротив, уверено, что выход из экономического застоя обеспечат не либеральные рецепты, а инвестиции и широкая стратегия национального экономического оживления.

Но разве не того же хотят сегодня все европейские граждане? За Римом может потянуться Париж, который тоже недоволен жесткой экономической политикой. За Римом — весь бедный юг, который давно недоволен доминированием на общем рынке богатого севера. Так что как бы ни не нравились Брюсселю сегодняшние требования итальянских политических «бамбино», а уступать придется. Итальянского «чао» Евросоюз не переживет, и это хорошо понимают как в Риме, так и в Брюсселе. Придется договариваться и учитывать интересы друг друга. И это касается не только взаимоотношений внутри ЕС, но и на всем континенте.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter