О кинофильме "Страшные сказки"

Сказки сказок

Если вы истосковались по костюмному кино, где что ни наряд, — то само по себе произведение искусства, если ваш глаз и душу радует невероятной красоты киноизображение, где что ни кадр, то напоминание либо о сдержанном живописном изыске эпохи Возрождения, либо о пышном изобилии барокко, то вам прямая дорога на «Страшные сказки» (реж. Маттео Гарроне, Италия). А если к тому же вы хотите получить свою дозу неспокойного драйва по поводу незамысловатых, но далеко не самых простых моральных истин, выраженных в визуально доступной, но притчевой форме, то вам опять туда же.



А кто сказал, что сказки могут быть только волшебные, где добро побеждает зло, где все заканчивается всеобщим ликованием и документальным свидетельством, что только так и бывает: «... И я там был, мед, пиво пил»? Наверное, в детстве сказки должны быть добрые и давать надежду на то, что все будет только хорошо. Когда–то такими для нас были и «Снежная королева», и «Золушка», и «Красная Шапочка», и «Спящая красавица». А вот в оригинале это выглядело совсем по–другому. Были и жуткие тролли, разбившие зеркало, и Золушка не совсем счастливая в браке с принцем, да и Серый волк был похож на кровавого маньяка. Эти и многие другие сказочные истории когда–то в XVI веке собрал на основе фольклорных сказаний житель Неаполитанского королевства Джамбаттиста Базиле. Позже из его историй черпали свои сюжеты и Шарль Перро, и братья Гримм, и великий датчанин Андерсен, и великий русский поэт Пушкин.



«Страшные сказки» поставлены на основе сборника Джамбаттисты Базиле «Сказка сказок». В них все по волшебному: и дивные королевства Одинокого Утеса, Долины Туманов, Диких Гор; и погибающий король в битве с морским чудищем; и королева, съедающая сердце дракона, чтобы родить дитя; и король, который любовно опекал не единственную красавицу дочь, а чудовищную блоху и выкормил ее до гигантских размеров. Страшны они своей безысходностью: королева в безумной любви к своему сыну теряет все; король, выбравший в жены красавицу, оказывается в постели со страшной старухой; жуткая блоха задыхается от жира, а юная принцесса убивает мужа–людоеда и, умудренная нечеловеческим опытом, возвращается в свое королевство. Страшны они и тем, что там нет счастливых героев. За каждым из них скрывается зловещая тайна своего рока. Как нет там и таких героев, которых принято называть положительными. И все потому, что все они идут на поводу своих амбиций, себялюбия, гордыни.



Кинорежиссер Маттео Гарроне, дважды удостоенный Гран–при Каннского фестиваля за фильмы «Гоморра» и «Реальность», более всего привержен к исследованию современных тем. Его «Страшные сказки» тоже об этом: о тех пороках, которые неизживаемы и на которые человек наступает, как на грабли, в течение всей своей истории. Потому и жизнь, как в сказках. Страшных сказках. И зрелище в них невыносимо страшное и притягательно красивое (кстати, фильм внесен в Список всемирного культурного наследия). Как на картинах Босха. А еще — очень поучительное.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 178 (24808). четверг, 17 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter