Сказки про белого бычка

Объяснения иных нарушителей в протоколах ГАИ читать без слез просто невозможно...

Объяснения иных нарушителей в протоколах ГАИ читать без слез просто невозможно. Одна женщина–водитель не может пользоваться ремнем безопасности... из–за клаустрофобии. Другой пешеход забыл очки и потому «не заметил красный свет». Видимо, не врал, потому что инспектора он тоже увидел в последний момент. А «маршрутчик» «не обратил внимания» на восьмерых пассажиров, которые, по его версии, тайком пробрались в салон микроавтобуса и прятались между сиденьями... Сотрудники ДПС, конечно, внимательно выслушивают даже самые невероятные оправдания, но штрафы все равно выписывают — нарушение ведь совершено, а очевидные отговорки в расчет не берутся. Психологи утверждают: сочиняя небылицы, водители словно возвращаются в детство.


«Слежу за дорогой, а не спидометром»


...Мы дежурим с инспекторами ГАИ Советского района Минска. Ловим на превышение скорости. Что ни нарушитель, то типаж. Вот заплаканная мамаша, у которой 14–летняя дочь не ночевала дома. Но гулена уже вернулась. И желание поскорее наказать непослушную дочку — не повод мчаться с воспаленными глазами на чужом джипе на скорости 75 километров в час. Что, если на пути окажется ребенок?


А вот таксист, проехавший на красный. Он уже готовится назвать «командиру» очень важную причину. Например, про опаздывающих в аэропорт клиентов.


— Да, у этих один разговор: на вызов спешу, — инспектор ДПС Сергей Лапко знает все отговорки нарушителей наизусть. — «Маршрутчики» всегда на работе, а остальные торопятся в офис. Просто так никто не превышает!


Следующий водитель — юный менеджер на новеньком «Фольксвагене». Тут как всегда — машина хорошая, нога на педаль сама жмет. «Я за дорогой слежу, а не за показаниями спидометра», — добавляет торопыга. Вообще, неумение распределять внимание — не причина, а симптом. Тут не инспектору жаловаться надо. К врачу бегом!


И ведь каждый день одно и то же... Остановит сотрудник ДПС разговаривающего по мобильнику — непременно услышит о том, что тот трубкой за ухом чесал, эсэмэску набирал или «просто ответил, что не могу говорить». Ну да, важный звонок (а когда он бывает не важным, особенно если штраф грозит?). Лихачи «спешат на работу», «обкатывают машину после ремонта» и вообще «я же гость в вашем городе». Ремни не пристегивают, потому что жарко и «он, словно удав, сковывает тело». Припарковавшиеся под запрещающим знаком сетуют: «Все вокруг так стоят, пусть их сначала оштрафуют». А лампочка в фаре только что перегорела, наконечник рулевой тяги час назад расшатался, лобовое стекло на предыдущем перекрестке треснуло. На красный проехал — так я не пьяный. Нетрезвый попался, но я ж не сбил никого!


Слона–то я и не заметил


Впрочем, встречаются и оригиналы. Анекдотичный случай рассказал мне инспектор ГАИ Центрального района Минска. Он дежурил на одном из выездов из города. Обратил внимание, что маршрутка вот–вот днищем землю черпать будет — народу набилось, будто на льготный рейс. И где все пассажиры уместились? Остановил подозрительный микроавтобус, открыл двери и ахнул: люди в проходе на корточках сидят. Инспектор спрашивает у изверга–водителя: «Вы почему пассажиров мучаете?» А тот артистично оборачивается и удивленно спрашивает у «зайцев»: «О! А как вы сюда попали? Чего вы уселись здесь вообще?» На этом комедия не закончилась. Уже обращаясь к сотруднику ДПС, водитель невозмутимо протянул: «Они маленького роста, вот я их и не заметил». На самом деле «маршрутчики» часто просят пригнуться «лишних» пассажиров, которых взяли в нарушение правил.


В другом случае пьяный водитель врезался в ограждение, лоб разбил, кровью истекает. Врачи ему сделали обезболивающий укол, а через некоторое время... пожалели об этом. Пострадавший очухался и обвинил медиков, что они якобы ввели спиртосодержащее лекарство. Вот откуда в крови 3,5 промилле! К сведению: чтобы добиться таких «показателей», в организм надо было закачать примерно... две бутылки водки.


Особенно изворачиваются виновники ДТП. Один объяснял так обстоятельства аварии: «Заднюю часть трамвая занесло вправо, и он совершил наезд на мою машину». До чего техника дошла! Скоро троллейбусы будут полицейские развороты выполнять. А еще часто, подавая ходатайства, автомобилисты давят на жалость: «У меня есть бабушка, которой требуется оперативный уход. Без машины никак». Вот только интересно, он ящик пива, который стоял на заднем сиденье, тоже старушке вез?


— У каждого нарушителя, по его мнению, есть веская причина проигнорировать правила дорожного движения. Но всегда цель одна: уйти от ответственности, — считает заместитель начальника ГАИ Центрального района Александр Ковшер. — Опытный инспектор ГАИ сразу вычислит, признает водитель вину или нет, обманывает или говорит правду. А когда отъявленному нарушителю все–таки назначают штраф, он часто умышленно провоцирует конфликт, пытается подловить на противоречии. Переходит от обороны в атаку: что вы меня остановили, идите преступников ловить! Однако основная задача сотрудника ГАИ — поддерживать безопасность на дороге. Да, в некоторых случаях наказание будет минимальным — есть четкий перечень смягчающих обстоятельств. Но это легко проверить. Например, потребовав соответствующие документы.


Усиленно ищут отговорки не только водители. Нарушают ведь и пешеходы. Один из них поделился с инспекторами сокровенным: дескать, у меня недержание. Как только останавливаюсь — сразу невтерпеж, ну вы понимаете. «Вот и пришлось идти на красный», — подытожил нарушитель. «При себе не было очков, поэтому горящий красный свет я не заметил», — повествовал другой.


Однако справедливости ради надо заметить, что большинство признают нарушения. Так и пишут: виноват, мол, раскаиваюсь. Хотя в некоторых протоколах встречаются нестандартные объяснения: «Задумался», «Спешил за границу», «Парил в мечтах о новом «Мерседесе». Диалог продолжается! Примечательно, что письменные объяснения более обоснованные и менее афористичные.


— Написанный текст воспринимается более критично, — замечает заведующая лабораторией Республиканского центра проблем человека Белгосуниверситета Светлана Сагайдак, — когда мы переносим мысли на бумагу, выступаем в роли цензора, прогнозируем реакцию того, кто будет читать. А вот когда говорим, можем ляпнуть сгоряча, о чем сразу же пожалеем.


Обман, еще обман


Вообще–то отговорки нарушителей — это тема для большого исследования. Кто–то придумывает вескую причину заранее, кто–то импровизирует на ходу. А некоторые готовятся основательно. Клинический случай произошел пару лет назад в Минске (о нем я уже вспоминал в одной из публикаций). Инспектора ГАИ тормознули подозрительный «опелек». За рулем — расстроенный парнишка без водительских прав. Вот–вот разрыдается. Признает, дескать, не спорю, нарушил, но войдите в положение: все–таки родной человек — и кивает на заднее сиденье. А в салоне — траурный венок с надписью «Любимой маме от сына». Горемыку пожурили, вызвали его приятеля с правами и отпустили восвояси без штрафа. Спустя некоторое время история получила продолжение: сотрудник ДПС остановил нарушителя снова. Надо говорить, какой аргумент предъявил тот?


Да, в Минске радиально–кольцевая система: мы ездим кругами и рано или поздно попадемся инспектору, который «на первый раз отпустил». По такому же замкнутому кругу колесят нарушители, которые предпочитают не менять модель поведения, а обращаются к одним и тем же заезженным отговоркам. Врут, словно герой известной сказки. Только у Пиноккио нос увеличивался, а у водителей растет количество записей в талоне.


— Самое страшное для нарушителя не штраф, а понижение собственной самооценки, — утверждает Светлана Сагайдак. — Чтобы подавить негатив, стыд и восстановить тонус, нарушители невольно обращаются к нелепым подчас оправданиям. Почему? Подсознание, словно якорь, тянет нас назад, в детские воспоминания, ассоциации, образы. Тогда все было по–новому, мы испытывали сильные эмоции, не осознавая всей логической цепочки происходивших событий. Вспомните, когда нас уличали в чем–то недозволенном, мы чувствовали себя абсолютно беззащитными и растерянными. Бормотали под нос что–то невнятное. Не видите сходства? И вот представьте: инспектор вовсе не инспектор уже, а учитель. Нарушитель же выступает в роли нашкодившего младшеклассника. Ему неприятна эта ситуация, он пытается уйти с минимальными потерями, высоко поднятой головой, а достойных аргументов нет. Несложно догадаться, как он поведет себя в этой ситуации.


Психологически нежелание признавать вину вполне объяснимо. Особенно если автомобилиста — солидного господина из «Мерседеса», руководителя крупной фирмы — журит за превышение скорости молоденький лейтенант. Реакция предсказуемая. Как у мальчишки–школьника. Про опоздание на уроки, простите, важную встречу. Про оставленный дома дневник, то есть водительское удостоверение. Про забытую теорему или пункт ПДД. Скука!

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter