Вспоминая Токио-2020: что было, что будет и чем сердце успокоится

Сказка, прощай

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах на церемонии закрытия Игр в Токио вид имел внушительный, как гора Фудзияма, а свою заключительную пафосную речь излагал с апломбом, достойным японского императора. Итожа ставшие историей Игры-2020, он сказал: «Это были Олимпийские игры надежды, единства и мира. Вы, лучшие спортсмены мира, сумели осуществить свою олимпийскую мечту. Вы, японский народ, люди Японии, можете быть бесконечно горды за ваше достижение. От имени всех спортсменов мы говорим: «Спасибо, Токио, спасибо, Япония».


Собственно, не согласиться грех — японцы действительно старались, и во многом именно благодаря их невероятным усилиям МОК удалось сохранить лицо и сильно пошатнувшийся авторитет. Спортсмены тоже молодцы — подарили настоящую радугу эмоций всех оттенков и мастей. А вот насчет надежды, единства и мира — можно поспорить. Уж очень одностороннюю позицию занимает нынче МОК по отношению к членам организации, явно разделив дочек и сыновей на любимых и не очень. Времена настали такие, что политики в МОК сегодня гораздо больше, чем собственно спорта и гуманистических идей. И есть такое подозрение, что в этом мы убедимся еще не раз. 

Простой пример — вопиющая история Кристины Тимановской. Что произошло? Взбалмошная девочка съехала с катушек, устроила отвратительную истерику и воспользовалась случаем: выставив себя диссидентом и узником совести, дала стрекача за рубежи Родины. Как будто кто-то ее здесь держал на привязи и не позволил бы в любой день мирно и тихо собрать чемоданы и рвануть хоть в Польшу, хоть в Антигуа и Барбуда, если уж так приспичило. В этой истории мерзко все: от неприкрытой лжи и лицемерия главной героини до фарисейской реакции тех, кто должен был справедливо расставить точки над «i». Даже дураку ведь ясно, что вильнюсским и польским офисам нужен был политический скандал на Играх, а Тимановская с радостью согласилась на главную роль в этой пошлой оперетке. Сосуны (тот самый «сос.бай» — свободное объединение спортсменов) высосали скандал из пальца, совершенно не думая о том, что этот постыдный фарс, увы, так и останется главным достижением Тимановской не только в ее карьере, но и в жизни. Она, вне всяких сомнений, еще сто раз пожалеет об этом своем глупом поступке, когда совсем скоро убедится, что оказалась далеко не в раю, что ее тупо использовали — поматросят и бросят. Но суть не в этом. А в том, каков оказался МОК и как быстро принял свое иезуитское решение, хотя всегда и везде громко трубит о том, что не приветствует любые политические телодвижения под своей эгидой. А тут, казалось бы, и спорить не о чем: официальная белорусская делегация вправе сама решать, в каких дисциплинах и на каких дистанциях выступят ее спортсмены; выйдут они вообще на старт или поедут домой. Если бы в сборной США, например, кого-то сняли с дистанции, а кого-то поставили, сделали бы из этого скандал или назвали бы ситуацию исключительно внутренней командной кухней? Налицо классический пример двойных стандартов: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Удивительно, но МОК даже не стал делать вид, что пытается всесторонне разобраться в конфликте, а выдал вердикт, от которого взяла оторопь: «В интересах благополучия спортсменов Национального олимпийского комитета (НОК) Беларуси, которые все еще находятся в Токио, и в качестве временной меры МОК лишил аккредитаций тренеров Артура Шумака и Юрия Моисевича». То есть набедокурила спортсменка, а наказали тренеров. Причем во благо атлетам, которые поведение этой самой спортсменки, мягко говоря, не приветствовали и уж точно никак не поддержали. Столь циничного поведения Международного олимпийского комитета по отношению к нашей стране не было, пожалуй, с тех пор, как гарант прав и справедливости в спортивном мировом поле позорно и многозначительно промолчал, когда сборную Беларуси по гребле на байдарках и каноэ варварски уничтожили и лишили права выступить на Олимпиаде-2016 в Рио, сняв все обвинения уже после Игр.


Политики вообще в спорте стало слишком много, и в Токио о ней, увы, иногда говорили больше, чем о достижениях и рекордах. Олимпиада все больше становится площадкой не для спортивной борьбы, а для политического самовыражения и провокаций. В этом ряду можно вспомнить и попытку навязать олимпийскому движению принципы сторонников BLM, и давление на Россию, которую лишили на Олимпиадах и флага, и герба, и гимна, и скандал с судейством в художественной гимнастике, и жесткую политическую реакцию Киева на безобидный и дружеский совместный снимок прыгуний в высоту из России и Украины — Марии Ласицкене и Ярославы Магучих. Выступление сборной Украины в Токио, кстати, тоже весьма показательный момент, когда огульная игра в политику и пляска под чужие дудки негативно сказываются на результатах команды. Большая страна с великолепными спортивными традициями, в которой с советских времен всегда было огромное количество великих чемпионов, нынче выступила совсем неблестяще. В Лондоне-2012, например, украинские атлеты завоевали 6 золотых медалей и заняли 14-е место в общекомандном медальном зачете. В Токио-2020 у Украины всего лишь одно золото (как и у Беларуси) и 44-я итоговая позиция (у Беларуси — ­45-я). К слову, у Литвы вообще лишь одно серебро и 78-е место в табели о рангах. В 2012-м, кстати, раз уж принялись сравнивать, литовцы сумели разжиться двумя золотыми наградами, серебром, двумя бронзами и красовались на 34-м месте. Это ответ тем, кто, как вши на чужом теле, засел в Вильнюсе и дерет оттуда горло, пытаясь представить ситуацию таким образом, будто в Беларуси спорт развалили, а вот у них, дескать, все пучком и процветает. На самом деле факты говорят о том, что все совсем наоборот: до спорта в той же Литве дела вообще никакого и никому нет — там нынче другие заботы. Как и в Украине. 

Сборная Беларуси в Токио выступила не блестяще — спорить с этим бесполезно. Но тому есть масса объективных причин. Это и смена поколений во многих видах, и непростая обстановка, в атмосфере которой пришлось готовиться и выступать на Играх, и прочее, прочее, прочее. Тем не менее Олимпиада не принесла никаких упаднических настроений — скорее, наоборот: указала на слабые места, подсказала, в каком направлении работать, наглядно и объективно продемонстрировала общее положение дел в отрасли. Выводы, можно не сомневаться, будут сделаны, а вектор развития подкорректирован в нужном направлении. Как в спортивной и организационной части, так и в финансовой. Так что продолжаем работать и делаем поправки на новые условия олимпийского существования. Можно не сомневаться, что под благим видом олимпийской хартии нам преподнесут еще много сюрпризов, но белорусы — народ стойкий: трудности нас закаляют, объединяют и делают сильнее. Так что до встречи на аренах Пекина-2022 и Парижа-2024. Там и посмотрим, кто сильнее.



s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter