Xто делать России, если из-за санкционной перепалки крупные табачные корпорации уйдут из страны?

Сказка о табаке и рынке

Семь раз отмерь — один раз отрежь. Это сказано о ситуации на табачном рынке некоторых соседних стран.  Сначала там на волне дикой либерализации успешно приватизировали наиболее прибыльные отрасли. А теперь локти кусают. Предприятия-то не просто находятся в частных руках, а уже давно перепроданы международным корпорациям, которые потихоньку-полегоньку из конкурентов превратились в монополистов. Настолько влиятельных и непоколебимых, что могут уже даже диктовать условия государственным мужам. А что с такими производителями сделаешь, если, скажем, в России 92% табачного производства сосредоточено в руках западных компаний? И дискуссии в российском парламенте разгораются уже не о справедливости такой странной структуры сверхприбыльного сегмента, а о рисках. Недавно депутат Госдумы России Олег Нилов поставил вопрос ребром: что делать, если из-за санкционной перепалки крупные табачные корпорации уйдут из страны?


Увы, вопрос-то оказался риторическим. Практически все производство сосредоточено в руках американской, английской и японской корпораций. Кстати, контрольный пакет последней принадлежит токийскому правительству. Собственно говоря, так поступить Олег Нилов предложил и в России — ввести табачную госмонополию. Нет, импортный бизнес пускай в отрасли присутствует, но «контролька» должна находиться в государственных руках. Национализировать и отбирать ничего не будут: правительство выкупит соответствующую долю в активах по рыночной стоимости. Правда, на это надо еще найти деньги… 

Впрочем, депутат считает: средства искать надо. Во-первых, табачный бизнес слишком вкусные инвестиции, чтобы мимо них проходить. Прибыли быстро окупят вложения. Недаром же иностранный капитал с такой стремительностью рванул вкладываться именно в курительные товары! Вот сельское хозяйство своим вниманием не балуют, хотя в стране много свободных пашен, да и рабочая сила в русских деревнях относительно недорогая. 

Во-вторых, Олег Нилов небезосновательно озабочен безопасностью потребительского рынка. Иностранные компании играют по правилам и представлениям приписки своих штаб-квартир, расположенных в Лондоне и Женеве. Не понравится что-нибудь иностранным монополистам, мгновенно испарятся… Может такое быть? Запросто. Не так давно Visa и MasterCard чуть не сбежали по политическим причинам. Плакали, но были готовы по первому приказу из «центра» покинуть российские просторы. Уже в этом году некоторые автомобильные компании свернули до минимума или полностью прекратили деятельность в России. Мол, экономическая ситуация сложная, прибыли низкие. Словом, исчезнуть поводов хватает. И тогда рыночный сегмент ожидает либо дефицит с беспрецедентным ростом цен, либо — расцвет контрабандно-контрафактных поставок. Но чаще всего эти два процесса сливаются в причудливых пропорциях. Особенно стремительно они протекают на табачном и ликероводочном рынке. Поэтому в этих потребительских сегментах государство должно придерживаться политики долгосрочного прагматизма. Его отсутствием и обеспокоены некоторые российские депутаты. 

Ведь в стране — 45 миллионов курильщиков, которые ежегодно потребляют около 400 млрд штук сигарет. Вроде бы табак не является продуктом первой необходимости. Но отказываются люди от него в последнюю очередь. Если сигарет нет в продаже или они слишком дорогие, беззастенчиво приобретают нелегальную продукцию. Без всякого зазрения совести. Так делают даже законопослушные немцы. Статистика и многочисленные социологические опросы тому свидетельство. В России в последние год-полтора табачный контрафакт уже вырос почти в два раза. И, по прогнозам, будет увеличивать свою долю на рынке. Горячие борцы с вредными привычками все время педалируют повышение акцизов, невзирая на падающую покупательную способность населения в целом и курильщиков в частности. 

Если иностранные игроки еще и приостановят свою производственную работу — дело швах. Конечно, можно завезти импортное курево. Но на это необходимо время и миллиарды свободной валюты. В два-три раза больше, чем для производства сигарет на месте. За это время нелегальщина надежно займет место на рынке. И попробуй ее подвинь потом. Сигаретная контрабанда слишком выгодный бизнес, чтобы без боя сдать свои позиции. Выгоднее только наркотиками и тяжелыми вооружениями «из-под полы» торговать. Но уголовные сроки за такие махинации слишком длинные. За табачную нелегальщину наказания относительно детские, учитывая суперприбыльность. Игра стоит свеч. 

Опыт и прибалтийских, и западноевропейских, и среднеазиатских государств показал: «серый» рынок быстро возникает и медленно исчезает. Поэтому некоторые российские депутаты и считают: не надо ждать, пока гром грянет, а лучше сразу поставить суперприбыльные отрасли под государственный контроль. Как сделало либеральное японское правительство, владея контрольным пакетом акций Japan Tobacco International — крупнейшей отраслевой международной корпорации. Кстати, табачные монополии в той или иной форме существуют в Китае, Италии, Венгрии, скандинавских государствах. В России законодательная инициатива Олега Нилова пока не получила поддержки большинства в Госдуме. Но эксперты не исключают, что к ней могут скоро вернуться. В конце концов, табачные и алкогольные отрасли во все времена и во всех государствах являлись огромным источником дохода. Другой вопрос, в какой пропорции он распределяется между бюджетным карманом и коммерческим. Счет пока не в пользу российской казны.

Проблема с затяжкой


В Украине табачная индустрия испытала на себе все «прелести» давления монополиста. В этой стране до 90% сигарет приходится на одну компанию — «Мегаполис». Это торговое предприятие с иностранными корнями появилось в стране относительно недавно, но буквально за год-два смогло занять доминирующие позиции. Никто даже опомниться не успел, как «Мегаполис» скупил оптовых и розничных операторов в табачном сегменте. Не жадничал, платил с хорошей премией. Благо к тому моменту они уже были частными и государство никак не могло контролировать этот процесс. Или не хотело. Теперь монополист успешно «отбивает» свои инвестиции, и табачные доходы стремительно проносятся мимо небогатой украинской казны.

«Мегаполис» очень успешно повышает оптовые цены для розницы и снижает их для поставщиков. И те, и другие плачут, считая мизерные доходы, а то и убытки. Но вариантов нет — приходится сотрудничать. Либо уходить с рынка. Даже транснациональные корпорации соглашаются на договоры эксклюзивного дистрибьюторства. О местных производителях и говорить нечего. 

Учитывая, что емкость украинского табачного рынка оценивается в 3 млрд долларов, то барыши «Мегаполис» получает сверхъестественные. И большую часть прибылей даже не думает инвестировать в какие-то проекты. По данным украинских экспертов, львиная доля доходов от сигаретных продаж просто уходит за пределы страны. 

Некоторые государственные и общественные деятели глубоко возмущены сложившейся ситуацией. Учитывая многочисленные и разнообразные финансово-экономические сложности, которые переживает страна, совершенно не тот случай, чтобы терпеть частную монополию с иностранными корнями в табачной или алкогольной сфере. Вот недавно снова выросли оптовые цены на сигареты. Очередное подорожание только еще больше отвадило от легальных торговых точек стремительно беднеющих украинцев. Доля контрабанды сразу выросла и уже составляет около 12%. По оценкам экспертов, из-за деятельности монополистов украинская казна ежегодно только от поступления акцизов недополучает около 200 млн долларов. А бюджет между тем трещит по швам.

Пройти сквозь дымовую завесу


Было время, когда белорусская табачная отрасль тоже могла попасть под контроль иностранных компаний. В середине 2000-х собственное производство почти переступило грань банкротства, фабрика работала 2—3 дня в неделю, обрастая долгами. Но вовремя принятые решения по защите внутреннего рынка совершили почти чудо. Сегодня доля импорта сигарет не превышает 1—2%. А ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» — крупнейший налогоплательщик в стране: в прошлом году в казну перечислено 4,3 трлн рублей. Недавно предприятие занесли на Республиканскую доску Почета по итогам работы в прошлом году.

Генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман» Юрий Чернышев отметил: возрождению фабрики способствовала мудрая политика государства на табачном рынке. Десять лет назад по решению руководства страны акцент был сделан на повышение конкуренции, но через механизмы развития собственного производства. В результате отрасль стала одним из лидеров по выполнению программы импортозамещения. Гродненская табачная фабрика давно рассчиталась с былыми долгами и последние пять лет входит в число самых прибыльных предприятий. Она занимает первое место по уплате налогов в Гродненской области и 6-е — в стране. 

Причем удалось тонко, без жестких рычагов протекционизма использовать рыночные механизмы. Сегодня табачный рынок — один из самых конкурентных в стране. На полках представлена продукция многих международных корпораций. Но выпускается она в Беларуси. Конечно, для этого пришлось коренным образом модернизировать производство. С 2005 года ГТФ «Неман» инвестировала в техперевооружение более      110 млн евро, из которых 23 млн евро — иностранные инвестиции. За тот же период объем производства увеличился в 5 раз. Предприятие освоило выпуск элитной продукции под собственными и зарубежными торговыми марками. И продолжает политику импортозамещения. 

Сегодня эксперты из соседних стран в дискуссиях часто используют опыт Беларуси по развитию табачной отрасли, в которой удалось создать эклектику конкуренции, рыночных механизмов с соблюдением принципов национальной экономической безопасности. В прошлом году на долю ОАО «ГТФ «Неман» — на сто процентов государственного предприятия — пришлось 72% объемов производства сигарет. Причем на собственные торговые марки завода приходится более половины продаж. В прошлом году фабрика экспортировала свою продукцию в 15 стран. Словом, никакие внешние колебания и выкрутасы иностранных корпораций нашему потребителю не страшны. 

Юрий Чернышев признает: если бы фабрику оставили один на один с крупными транснациональными производителями и поставщиками-импортерами, предприятие никогда бы не поднялось с колен. Как и отечественная табачная отрасль в целом. При том, что в этой индустрии за супер-   прибыль борются мощнейшие компании с бюджетами в миллиарды долларов. Ни один национальный производитель не выдержит такого финансового катка без поддержки государства. Так произошло во многих странах. Поэтому созданную гармоничную систему регулирования табачной отрасли необходимо продолжать. И постоянно держать руку на пульсе. Да, по производственной культуре наших производителей сегодня уже не обойти на внутреннем рынке. Но поставить их на колени можно, прибрав к рукам сбыт. А нынче отечественной продукции все сложнее «проскочить» в торговлю. Одно из решений для сигарет было найдено: создание национальной сети профильных киосков. В них будут представлены все бренды — и наши, и иностранные. Тогда и появится чистая конкуренция, когда первый голос принадлежит покупателю исключительно. Проект в начальной стадии, но первые результаты многообещающие. Правда, для его более динамичного развития свое слово должно сказать государство.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter