К чему приводит незнание классических сюжетов

Сказка о потерянных взрослых

Истории переезда за границу засветившихся протестунов — популярный жанр на одном лишенном статуса СМИ интернет-портале. В принципе, почва готовилась годами, «наши в зарубежье» делились отходными путями на постоянной основе. Но одна из последних новелл о бегстве немолодой многодетной пары минчан с малыми детьми вызвала у меня откровенную жалость. И еще напомнила несколько сказок разных народов мира. Боюсь, часть горе-родителей их уже подзабыла. Сказкотерапия сегодня в моде, ею и займемся.


ИТАК, жили-были папа с мамой «понятной, устоявшейся жизнью». Ему 54, ей 47, а младшим деткам — от семи до пяти. Квартира в столице, строящийся дом в экопоселении (и, вероятно, гос­поддержка как многодетной семье). Работа не на морозе и не в поле от зари до зари. А потом вдруг в августе все поменялось. Стал папа «выходить», а потом сильно бояться. «И тут внезапно оказывается, что нужно ехать в совершенно незнакомую страну к чужим людям». Ни за что ни про что. Кстати, посадят «ни за что» в этой истории упоминается в любимом этим сайтом смысле, который принято описывать с помощью статей КоАП и УК.

Тут бы папе почитать своим малым детям на ночь белорусскую народную сказку «Краденым не насытишься» и сделать выводы для себя. Был там сын, искавший более легкой доли. И вздумал он красть волов. Только вот страх горло сжал — не лез в горло кусок, добытый нечестным путем. Потому что у каждого человека есть совесть. И сколько бы он ни оправдывал себя, зная, что пошел против законов своей страны, спокойно жить, как раньше, не получается. Хотя никакой излишней кровожадностью белорусы не отличаются: по сказке мудрый отец заплатил за криминальный «должок» сына. В польских сказках конец бывает пострашнее, и до них дойдем.

И вот аэропорт, билет, «дети, тянущие тяжелые чемоданы, и родители в возрасте». Сердце кровью обливается. Посадка задержалась на 20 минут — почти сердечный приступ. Деньги боялись везти, оформили карточку — и впервые узнали, что есть и валютные! В самолете малышам дали раскраски с карандашами, орешки — чудо, это же эконом-класс. Все эти детали жалостного повествования говорят об одном: опыт путешествий у них, скорее всего, небольшой. А там вообще-то никто не ждет и не водит за ручку, обещавшие помощь волонтеры за пару дней «до» испарились. Может, смысл этой истории — подготовить других, ожидающих на западных рубежах небесную манну? Но нет, все-таки конец у сказки хороший, находятся добрые помощники. Маленькая ложка дегтя: как само собой разумеющееся, они берут за помощь блоки сигарет и зеленые бумажки. Такая уж привычка в отношениях с белорусами. 

Даже не буду останавливаться на цене, в которую вылилось семье это малоприятное приключение. Без машины, без дома, на съемной квартире после столицы — в 60-тысячном захолустном городке. Отдав 700 долларов вперед за квартирку и еще неизвестно, сколько потом, за «коммуналку». Страховка в 240 без «ковида» при нашей бесплатной медицине. И рассчитывают в том числе подрабатывать «грузчиками или упаковщиками» в магазине. Ладно родители, а что дети — они меня лично в этой истории волнуют больше всего. Так вот, проблема с едой, не нравятся нашим крохам панские вареники и «пирОги». Пирог по-польски — это маленький вареник, символично. Но кушайте, что дают, и учите-учите язык. Скоро цвета бчб на детских рисунках трансформируются просто в чб. Как это уже было, еще классики писали? С «Кто ты естеш? Поляк малы». А заканчивается произведение Владислава Белзы, которое миллионы поляков учат наизусть, так: «Цож ей винен? Оддаць жыцце». Родители, по сути, оказываются в ловушке: их дети вырастут патриотами, только не своей страны. 

Не спрашивая платы за репетиторство, посоветую все же начать с польской сказки «Как пес волку сапоги справил». Один «здоровый такой пес» посулил лесному «товарищу» обеспечить его обувкой. Только, говорит, смотри, не топчись в них по росе да по воде. И велел ему влезть в навозную жижу, где погуще. Забрался туда волк по колено. А потом три дня в логове отлеживался, никуда носа не казал, чтобы ароматные «сапоги» не потерять. Но есть хочется! Перешел ручей — и пропала обувь. А сунулся к «псякрэви» взыскать за обиду — тот его в итоге загрыз. «Пес был здоровый и сильный, а волк-то три дня не ел, совсем отощал». Мне так сдается, подстрекатели тех, кто «запачкался» на наших улицах и сбежал, прекрасно эту сказку знали. 

Чем же закончится быль? Перенесемся в Данию, на родину известного сказочника и представим, что прошли годы. Судьба у тех, кто оставил родину, разная, как и отношение к ней. Но самые заметные — злые девочки и мальчики. У них будто осколок дьявольского зеркала из «Снежной королевы» застрял в глазу: все розы на бывшей родине уродливы и даже цвета флага — неправильные. Вот, к примеру, что пишет одна копенгагенская «девочка» на своей страничке:

«Я, уже давно не живя в Беларуси, с прошлой осени вижу бчб повсюду: на книжных полках, на стоянках машин, в витринах магазинов и в стаканчике моего мороженого. Дома горят бчб свечи, муж дарит бчб цветы, а мои белорусско-датские дети рисуют бчб и чбч рисунки! Это просто навОждение...» 

Не стану спрашивать, проверяла ли она правописание последнего слова ударным «навоз». Просто подумалось: будь у человека налаженная, хорошая жизнь, какую оставили давешние минчане, станет ему всякое мерещиться на каждом шагу? Кстати, цветовая гамма датского флага — в тех же милых ей тонах, потому их наличие в окружающем пространстве — это для Копенгагена норма. А вот норма ли бросаться в эту символику с головой? И раздувать-раздувать под этим флагом санкции и нападки на свою же страну, много лет не живя в ней. Некоторым ведь удается переехать, но не озлобиться. Но примешивать к своим оценкам про «тут» совсем не белый цвет, обитая «там», — к чему это? Ах, как я не догадалась, это же еще одна сказка! «Вода бежала с ее волос и башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!» Такая нежная и деликатная, что не спится ей на горошине. «Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!» И из маленькой горошины раздувают большого бчб не слона, а коня. Троянского, с национал-сюрпризами, пока скрытыми. Опять же делаю вывод, что в датском королевстве много свободного времени. Там, кстати, на днях карантин продлили до конца февраля и все закрыто. Может, движухи не хватает?

Большие запросы при непонятных личных достижениях и малограмотности, агрессивная жажда власти... Где-то мы это слышали? А есть у нашего образования преимущество, то, чему не учат в Польше. Когда читаешь у «нехтианцев» сообщение про белорусов Петербурга, устраивающих акцию на «черной речке» (с маленьких букв), понимаешь, что русская литература и ее классики для них — по-настоящему темный лес. Что там еще за речка? Подскажу: это как-то связано с Александром Сергеевичем Пушкиным, автором «Сказки о рыбаке и рыбке». И финал больших запросов при маленьких талантах у русских справедлив и он один — разбитое корыто.

А теперь из сказки в реальность. «Качели-карусели» погорели. Некоторые утекачи уже жалуются на похлебку в польских лагерях на 8 злотых (меньше двух евро) в день. Пора за ум браться, чтобы не дошло до немецких историй типа «Гензель и Гретель», где родители из-за голода оставляют детей одних в лесу. Именно маленьких в этих историях жальче всего.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter