"Сказка" на таможне: фуры-невидимки...

Дело, которое недавно оказалось в Ивьевском суде, без преувеличения можно назвать эксклюзивным.
Дело, которое недавно оказалось в Ивьевском суде, без преувеличения можно назвать эксклюзивным. В качестве обвиняемых фигурируют 7 должностных лиц Ошмянской таможни. На скамью подсудимых эта "великолепная семерка" попала за преступления, которые в УК квалифицируются как бездействие должностных лиц и пособничество в уклонении от уплаты таможенных платежей (причем речь идет о весьма приличных суммах). По большому счету, выражаясь юридическим языком, уголовные дела с подобным составом преступления возбуждаются крайне редко. Однако сотрудники управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Следственного комитета при МВД рискнули создать прецедент.

Первоначально расшифровать суть махинаций, творившихся на двустороннем пункте пропуска "Дотишки" Вороновского района, что на границе Беларуси с Литвой, взялись гродненские сотрудники правоохранительных органов. Промаявшись над этой задачей полгода, местные пинкертоны вынуждены были признать поражение: дело оказалось слишком запутанным. Наиболее удобным выходом в данной ситуации было бы закрыть его и забыть о той оперативной информации, которая явилась сигналом к расследованию. Спасти честь "следственного" мундира вызвались сотрудники республиканского СК при МВД. Заместитель начальника управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Дмитрий Данильчик и старший следователь по особо важным делам Дмитрий Яровой по крупицам выстраивали фундамент доказательной базы ровно год. За это время были допрошены десятки свидетелей, из показаний которых вырисовался почти мистический сюжет.

Внешне ничем не примечательные большегрузные фуры, пересекая двусторонний пункт пропуска "Дотишки", превращались в мифических "летучих голландцев". Каким образом? Разумеется, не волшебным. К сему перевоплощению оказались причастны самые обычные земные существа в лице служителей Ошмянской таможни. Двое старших смены и пять инспекторов будто бы и не замечали, что многотонные машины пересекали границу Литвы с Беларусью так же легко и просто, как мы с вами преодолеваем пешеходный переход. Логично предположить, что сотрудники таможни небескорыстно "забывали" произвести положенный контроль и оформление груза. Увы, установить факт наличия и сумму гонораров за "игру в близорукость" следствию не удалось. Посему этот неприятный момент остается сугубо на совести ныне уже бывших таможенников (все семеро освобождены от занимаемых должностей). Зато содействие в уклонении от уплаты таможенных платежей налицо.

Как вы уже догадались, роль "летучих голландцев" фуры исполняли как раз-таки ради экономии на таможенных пошлинах. И экономия в самом деле получилась немалая - 2 миллиарда 280 миллионов рублей. Надо отдать должное изобретательности авторов схемы этой цепочки чудесных превращений: продумали каждую мелочь, вплоть до психологических нюансов. Тактика перемещения "большегрузов" и впрямь весьма витиевата. Вначале фуры загружались дорогостоящей бытовой техникой на таможенном терминале в Литве. Литовским таможенникам предъявлялись документы, в которых в качестве грузоотправителя значилась оффшорная американская фирма, а грузополучателем, стало быть, являлось некое белорусское ООО. На этом легальная часть рейса заканчивалась. Далее, минуя стороной международный таможенный пункт, фуры следовали к двустороннему пункту таможенного оформления. На нейтральной полосе, согласно плану, в условленное время их встречало "доверенное лицо" американской фирмы, выдававшее водителям липовый "карнет" (сопроводительные документы) с уже проставленными в нем печатями белорусской таможни. С этого момента в роли отправителя выступало калининградское предприятие, а конечным пунктом следования груза становился Санкт-Петербург. Иными словами, выходило, что фуры следуют через Беларусь транзитом - из России в нее же самую, - а следовательно, ничего ни нашей таможне, ни российской их отправители не должны. Ловко? Еще бы. Впрочем, не найди бизнесмены со столь криминальным складом ума ключик к сотрудникам таможни - не виться бы этой "сказочной" веревочке.

Между тем таможенники, ставшие "свидетелями" появления, как установлено следствием, 52 "летучих голландцев", в очевидцы записываться не спешат, а посему показания давать отказались. На сегодняшний день за них говорят адвокаты: дескать, при чем в этой истории Беларусь? Транзит - он и есть транзит. Пусть два крайних полюса - Литва и Россия - между собой и разбираются. Однако, по словам Дмитрия Данильчика, защита кое-чего недопонимает. А именно: по закону не важно, где разрабатывалась стратегия преступления, к которому причастны белорусские граждане, главное - на чьей территории оно происходило. В данном случае исключить Беларусь из зоны преступных действий не получится даже с большой натяжкой. К тому же, согласно первым, легальным, документам, как ни крути, а таможенную пошлину белорусской стороне владельцам грузов платить надлежало. Да и об имидже государства нельзя забывать. В конце концов, таможня - въездные и выездные ворота любой страны, считай, лицо. К слову, по решению Гродненского межгарнизонного военного суда уже вынесены приговоры 13 причастным к этому инциденту пограничникам - ничего не попишешь, нарушили служивые правила несения пограничной службы, не помешали совершению преступления.

При том, что многие действующие лица этой истории уже на скамье подсудимых, точка в ней еще не поставлена: неизвестны реальные имена получателей и отправителей мифических грузов, стоивших, по самым скромным подсчетам, свыше 2 миллионов вполне реальных долларов. Как вы сами понимаете, в так называемых сопроводительных документах значились фальшивые адреса и фамилии. Учитывая то обстоятельство, что маршрут "большегрузов" пролегал через три государства, наладила "теневой" канал, скорее всего, международная преступная группа. Дружное молчание бывших таможенников, безусловно, осложняет дальнейшее расследование. Зато оказать необходимую помощь нашим следственным органам готовы их российские и литовские коллеги. Оно и понятно: с международной преступностью нужно бороться коллективно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter