Сказка на ночь

Всезнающие статистики обнародовали тревожную цифру: количество людей, читающих книги, в Китае составляет менее 35 процентов, и за последние четыре года эта цифра заметно уменьшилась... Письма из Пекина

Всезнающие статистики обнародовали тревожную цифру: количество людей, читающих книги, в Китае составляет менее 35 процентов, и за последние четыре года эта цифра заметно уменьшилась. Цифры, конечно, не с потолка взяли, а в результате опроса общественного мнения получили. Опросили 20 тысяч человек (немало): 43 процента заявили, что у них нет привычки читать книги — слишком, мол, заняты. Большинство молодых людей, если и читает, то делает это онлайн. Хотя, конечно, и с ними случаются исключения: например, книгу «История карьеры Лала» прочитали многие офисные работники.


Кстати, в Китае их планктоном не называют, быть «белым воротничком» — престижно, почетно и денежно. Девушки и юноши, работающие на каком–нибудь двадцатом или тридцатом этаже в башне из стекла и бетона (вариант — стекла и стали, но стекло — обязательно: большие окна нужны, чтобы не забывать о том, как выглядит мир под ногами), — завидные невесты и женихи. Никаких комплексов. Для чтения выбирают модные (вариант — модные мужские) журналы, где картинок побольше, а текст — подписи к этим самым картинкам (вариант — подсказка о том, как выглядеть настолько круто, чтобы подцепить миллионера или миллионершу). Серьезная литература — не для них: утомительно, за вечер не одолеешь (а как потом жить весь следующий день?). Да и обсудить потом не с кем: излишняя «заумь» не только у нас не в моде, в Китае ее тоже не приветствуют. Так что крутые офисные работники если и читают что–то потолще модных журналов, так только книги о том, как сделать классную карьеру — в этом случае одинаково востребована как художественная, так и инструктивная литература. Их сказка на ночь — как проснуться богатым и желательно знаменитым (потому что китайское общественное мнение уверено: все знаменитые обязательно богаты). С точки зрения любви к чтению «белые воротнички» — почти потерянный общественный слой.


Но есть ведь и другие — те, кого еще можно убедить, что чтение — штука не только строго прикладная (как вылечить себя, свой сад и свою собаку), но и чистое удовольствие. 23 апреля в Китае стартовала кампания по пропаганде чтения. Родителей призывают читать детям не только сказки на ночь, но и любые другие книги в каждую свободную минуту. Главная цель кампании, которая продлится до октября, — вернуть читателей в книжные магазины и библиотеки. Правительство обещает построить много новых библиотек и призывает граждан дарить им книги (видимо, понимая, что с нынешними ценами одними только государственными усилиями множество новых библиотек не наполнишь).


«Книжный бизнес — не очень прибыльный, — жалуется хозяйка одной кофейни–читальни и добавляет: — Кофе мы продаем значительно больше, чем книг». Но у меня есть и другой пример: русское кафе–кондитерская «Чашка чая». Я и сама там частенько бываю, и с хозяйкой Еленой (русской из Хабаровска) дружна. Она, узнав, что у меня издано о Китае пять книг, потребовала немедленно выставить их на продажу: к ее чашкам чая и кофе книги, журналы и газеты на русском языке — лучшее дополнение. Разбирают их не так активно, как сметану, пельмени и квашеную капусту, но только потому (это мое личное мнение), что пища духовная на порядок дороже, чем просто пища. Выбирая, на что потратить свои кровные 100 юаней (а это сегодня уже почти 15 долларов США), я выберу творог и капусту. Мне показалось или вы действительно возмутились тем, что я так легко готова променять возвышенное на земное? Просто у меня есть свой секрет чтения: каждый раз, возвращаясь из Минска в Пекин через Москву, я захожу в свой любимый магазин «Библио–глобус» и набираю там килограмма три книг. Причем выбираю только те, что в бумажных переплетах: на книжных полках они, конечно, выглядят не очень эффектно, но в этом случае вес имеет значение. Так что программа по пропаганде чтения — точно не для меня. И не для моих друзей — как пекинских, так и минских: мы все читаем взахлеб. Я вам больше скажу: в последнее время мы все чаще вспоминаем старый советский лозунг о том, что «Книга — это лучший подарок». Нынче, между прочим, еще и дорогой подарок: видели, сколько стоит глоток возвышенного? Выпить дешевле.


Китайцы, кстати, дабы воспитать у юного поколения (среднее, считай, уже потеряно, а старшее привычку никогда не утрачивало) любовь к чтению, скидки и распродажи в книжных магазинах устраивают и время работы магазинов существенно продлевают. Надеюсь, сработает. Потом расскажу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter