Сказка из-под прилавка

В нынешних условиях выигрывают дискаунтеры  и «магазины у дома»

Несмотря на холода, два зимних месяца для торговли оказались более чем «горячими». Наступивший год принес с собой не только традиционный покупательский бум во время праздников, но и определенную неразбериху. В последнее время ритейл давал немало поводов для острых новостей: ажиотажный потребительский спрос в первые недели января, резкое повышение цен на рынках, проверки торговых точек, сокращение импортного ассортимента… После  девальвации  белорусы учатся экономить: в магазин теперь ходят с заранее составленными списками, тщательно изучают предложения, некоторые даже стали формировать собственные стабилизационные фонды. Многим приходится пересматривать привычки: кто-то отказывается от полуфабрикатов, приготовление которых самому обходится куда дешевле, кто-то отечественные соки и консервы предпочел заморским.

В такой ситуации максимально оптимизировать свою работу стремится и торговля. На одном лишь мерчандайзинге (форма стимулирования сбыта, направленная на материальное поощрение покупки) сегодня далеко не уедешь. Покупатель как никогда требует хорошего сочетания отменного качества и «подъемной» цены.

Заведующая жодинским магазином, относящимся к сети «Соседи», Лариса Труханович уверена: не только удержать старых, но и привлечь новых покупателей в силах любая торговая точка. Пусть даже для этого придется немного потратиться.

— В нашем магазине регулярными стали акции «Особая цена»: более 20 поставщиков сейчас предлагают снижение стоимости на ряд товаров отечественного и импортного производства — чай, кофе, косметика, колготы и т.д. Естественно, люди рады доступным ценам. В свою очередь, мы сами занимаемся рекламой: разносим по почтовым ящикам яркие листки со спецпредложениями. Особое внимание уделяем и белорусским производителям: обязательно консультируемся с оптовиками по вопросам качества, выбираем только самое лучшее, делаем большие красивые ценники и необычную выкладку. Результаты проделанной работы радуют… — делится опытом специалист.

«Это просто сказка какая-то: столько набрали, а заплатили всего 65 тысяч!..» — не скрывала удивления покупательница дискаунтера «Евроопт», выкладывая из тележки муку, крупы, масло, банки с горошком и кукурузой... Соглашусь: дискаунтеры нынче радуют. Сама хожу только в такой магазин: во-первых, рядом с домом, во-вторых, цены «вкусные». Кстати, количество покупателей после Нового года в них заметно увеличилось: по окончании рабочего дня в очереди теперь приходится проводить гораздо больше времени. Видимо, просчитал наконец-то потребитель выгоду.

Плюсы отмечают и торговые эксперты: в условиях финансовой нестабильности покупатели отдают предпочтение именно бюджетным форматам. Поэтому дискаунтеры  и «магазины у дома» набирают обороты. Благодаря минимальной торговой надбавке, гибкой системе скидок от поставщиков цены в дискаунтерах на 15—40 % ниже, чем в других магазинах. А более узкий ассортимент по сравнению с гипермаркетами и супермаркетами позволяет сократить издержки и бороться с ростом цен: чем меньше товарных позиций представлено в торговой точке, тем ниже себестоимость обработки товаров и выше производительность — еще один балл в пользу бюджетных магазинов. Кстати, сегодня в республике работают 8 дискаунтеров.  К  концу  2010  года их численность планируется увеличить до 40.

Оборот розничной торговли в стране за прошлый год составил $ 23,8 млрд., что в сопоставимых ценах на 20,5 % больше, чем в 2007 году. Основная часть роста пришлась на современные форматы торговли. 

Между тем специалисты отмечают: в ближайшие два года ужесточение конкуренции и ухудшение финансовой среды приведут к снижению рентабельности розничной торговли. В большей степени пострадают мелкие розничные сети (до 10 магазинов) и независимые торговые точки, в то время как крупные сети смогут относительно безболезненно перенести негативные последствия.

Кстати

Проценты для «своих»

В связи с тем, что в послед-нее время в ряде торговых точек отмечалось сокращение некоторых товарных позиций, в Министерстве торговли решили повлиять на ситуацию и не допустить сбоев. Взаимовыгодная работа по увеличению объемов и расширению ассортимента будет осуществляться между  всеми гипермаркетами, сетями и «оптовиками». Так, уже в  этом году ОАО «Белбакалея» и ОАО «Минбакалеяторг» обеспечат поставку товаров гипермаркетам и сетевым компаниям в объеме оптового товарооборота соответственно 25 и 15 %. Кроме того, будут приняты меры по расширению отечественного ассортимента  непродовольственных, продовольственных товаров и печатной продукции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter