Скажи себе сам…

Анатолий Лемешенок: Мир равен сумме знаний, которые мы о нем имеем

В сверкании новогодних огней и праздничной мишуры умчался праздник. Новый 2012-й набирает ход. Каким он сложится? Обычно на такой вопрос отвечаем: каким его сами сделаем. Ерунда. Будь мы такими всесильными, не стали бы призывать Бога в помощь по малейшему поводу.

Еще только середина января, но уже сейчас лучше поскорее забыть все те глупости, которые лились в недавние дни из уст всякого рода предсказателей и прорицателей. Равно как и забыть то безумное веселье, которым нас пытались в новогоднюю ночь заразить российские мегазвезды эстрады. Пусть не обижаются коллеги, но более тупых и топорных программ не доводилось видеть в жизни. Помню, как мелькнула в те минуты одна мысль: вот жалуются на митингах Ксюши, что поднадоел им Путин, одни и те же лица во власти… А задумываются ли о том, как тошно порой следить, как величают сами себя и друг друга с экрана десятилетиями всякого рода «короли» и сверхмадонны? Неужели во всей великой России нет других лиц и талантов?

Да, год побежал. И лучше заняться делом. Прежде всего хочу поблагодарить душевно и искренне тех подписчиков, кто остался с «Рэспублікай» даже в эти непростые времена. Кто-то из поэтов писал: «К моим друзьям длинна дорога, и коротка — к моим врагам». Наша дружба испытана временем и одной дорогой. Спасибо!

Остался, правда, вопрос, над которым стоит поломать голову. Полностью сохранилось и кое-где даже прибавилось количество подписчиков абсолютно во всех областях. Во всех. Кроме… Минской. Парадокс! Регион, которому мы уделяем внимания, может быть, как раз больше других… Вот и получается, как в той шутке: ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. Что-то не так, видно, с собкором нашим по этой области, но, скорее всего, сами в чем-то недоработали. Надо думать…

Как руководитель издания, скажу, что мы и в новом году не намерены превращать газету в «размалёваную вясёлку» и потакать чиновникам в хвалебных спецвыпусках. У них для этого хватает собственных ведомственных изданий. Хотя, убей гром, не могу понять: почему руководители некоторых учреждений и ведомств в обычной жизни забывают о том, что есть такая газета, как «Р», но стоит увидеть в ней даже полукритический кивок в свою сторону, как обида чуется несусветная…

Да ладно. Всегда считал, что надо сосредотачиваться на главном и новом. Впереди много интересного. И обо всем этом будем рассказывать понятно и умно. Так как это умеют делать наши журналисты и авторы. Это прежде всего темы экономики и социальной проблематики. Не обойдем вниманием и другие стороны жизни страны.

Однако в своих авторских колонках я всегда беседовал с читателем неформально, искренне. По-житейски. С философской грустью и оптимизмом. Попробую это сделать и сейчас…

Так вот 2012-й… В пространстве и времени, которые несут на своих ладонях нашу хрупкую жизнь, он станет таким же прозрачным и неуловимым, как и все предыдущие. Хотя, скорее всего, и насыщеннее. А вот чем именно — это уже наша забота. И работа. Известный поэт-песенник Леонид Дербенев как-то сказал в интервью: «Если тебе скажут, что дни твои сочтены, — каждый день, каждый миг жизни станут особенно прекрасны. Если тебе этого не говорили, — скажи это себе сам». Мудро! И просто. Оглянемся и увидим: как же расточительно мы живем! Вот уж, действительно, где скупость не помешала бы.

Если вычленить очень грубо, то всю нашу текущую жизнь можно разделить на две части. Работа и отдых. И это неправда, что работа обязательно должна доставлять удовольствие. Так бывает лишь в идеале. Простая арифметика говорит о том, что ее на всех просто не хватит. Делать нужно то, что нужно и что получается. Можно многим возмущаться, ныть по любому поводу. Но это дорога в никуда. Вернее — туда… А ведь интереснее и надежнее в смысле тренировки и здоровья идти в гору. Пусть и не самую крутую. Ведь в конце концов мир равен сумме тех знаний, которые мы о нем имеем. Только так мы станем богаче и мудрее. Для чего это нужно? Хотя бы для того, чтобы уметь анализировать свои поступки, действия, отношение к другим. Впрочем, и к самому себе. Ведь это правда, что нередко приходится задумываться: где и когда стрелка компаса твоей жизни начинает сбиваться и врать? Очень важно уловить этот момент. Мы же его, как правило, пропускаем. Все наши потери мы вообще замечаем не в момент их исчезновения, а когда видим, что чего-то рядом необходимого уже нет. Нет надежного друга, любимой, интересной работы, нет сил преодолеть пагубный соблазн… А ведь, кажется, еще совсем недавно звонили колокола радости и надежд.

Не все мы заработаем в новом 2012-м денег на шубу жене, на новую машину. Многим вообще придется жить весьма скромно. Но жаловаться и винить тут особенно некого. Это все равно что возмущаться деревьями, которые будут расти и после нас, или плевать в реку, течение которой не остановить. Правильнее — взять все, что можно для счастья. А оно, коли уж не в деньгах (что сомнению не подлежит), всегда рядом. Надо только рассмотреть…

* * *

…Странно, но даже барометр, на который я глянул мельком тем утром, не предвещал непогоды. Однако уже к середине дня на озере Дривяты началось цариться невообразимое. Солнце исчезло напрочь, гремел гром, сверкала молния. Волны — опасные. Кошмар! Я так увлекся рыбалкой, что удирать было поздно. И все же лучше позже, чем никогда. И я стал доставать якорь. В это время сильный порыв ветра и выбросил меня в озеро. Находился я на дальнем, диком берегу этого величественного озера, в одном из малозаметных «закоулков». Надежды на то, что увидят спасатели со станции, — никакой. Надо признаться, пловец я никудышный. Все было ясно… Пора прощаться. И эти кадры поплыли перед глазами. Увидел даже гроб, который выносят из дома…

И все же была какая-то сила: то ли во мне самом, то ли вовне… Она заставляла бороться за жизнь. Вскоре я почувствовал топкое, вязкое дно, в которое уперся по колено. Мобильник был в верхнем карманчике рыбацкого костюма. Мои приятели со спасательной вскоре примчались на катере сюда. Дно уже засосало меня почти по пояс. Пока их ждал, было о чем подумать… Один из них недавно, к сожалению, умер, другой здравствует. И мы оба при встрече стараемся не вспоминать тот случай. Не знают до сих пор о случившемся и родные. Иначе бы — прощай, рыбалка. А так позже даже самому пришлось спасать попавшего в похожую беду «коллегу».

Вот и думаю иногда: неужели нужно обязательно пройти через испытания, чтобы научиться ценить жизнь? И чего вообще нам не хватает, если есть она сама и мы целы, здоровы… Люби и радуйся.

Пусть будет високосный 2012-й вопреки всем приметам щедрым на доброе.

Счастье — жить. Пусть Господь продлит нам светлые дни.

Анатолий ЛЕМЕШЕНОК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter