В стране сделано почти 13 000 генетических паспортов

Скажи-ка, ген

Желающих буквально заглянуть в свои гены все больше — специалистами Института генетики и цитологии НАН Беларуси сделаны генетические паспорта почти для 13 тысяч желающих. У человека 25 тысяч генов, но для того чтобы оценить предрасположенность к ряду болезней, интерес представляют около сотни. Какие проблемы со здоровьем можно увидеть «в зародыше» и как это помогает сохранить долгую активную жизнь, журналистам рассказали сотрудники института.

Генетический паспорт — руководство к действию, возможность предотвратить болезни.

— Проводя генетические исследования, мы выявляем риски сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инсульт, инфаркт, венозные тромбозы; диабета 2-го типа, метаболического синдрома, остеопороза — хрупкости костей. С одной стороны, они зависят от генов и опасны, ведут к инвалидизации, а с другой — зависят и от образа жизни. Поэтому я всегда говорю: генетический паспорт — не приговор, а руководство к действию. Это возможность предотвратить заболевание, изменив привычки, — поясняет заведующая лабораторией генетики человека, доктор биологических наук, профессор Ирма Моссе. И она не раз становилось свидетелем, что так и происходит. У исследовавших свои гены появляется стимул бросить курить, сбросить вес. Они начинают следить за здоровьем, покупают тонометры и глюкометры. Ребенка с риском диабета с детства не приучают к сладкому, а те, кто склонен к остеопорозу, делают упор на молочные продукты и препараты кальция.

Также ученые проводят исследования на чувствительность к лекарственным препаратам. Ведь стандартные схемы лечения подходят не всем. 

— Особенно с препаратами, которыми лечат сердечно-сосудистые заболевания, например варфарином. В США его принимали 3 миллиона человек, и у 16 процентов были отмечены побочные эффекты, вплоть до летальных. Подбирать его персонально — определить, есть ли гиперчувствительность, какую дозировку дать, или понять, что он будет неэффективен и его нужно вообще заменить, — можно только на основании генетики, — приводит пример Ирма Борисовна. 

Еще одно направление, которое пока развивается в рамках сугубо научных исследований, — изучение психоэмоциональных особенностей человека. Ведь то, флегматик вы, сангвиник или холерик, также зависит от генов. Если посмотреть на это с точки зрения долгожительства — дольше живут оптимисты. И зная, что ваша генетика изначально не очень способствует позитивному взгляду на жизнь, при помощи специальных практик его можно будет в себе развивать.

Кроме того, с начала сентября в Институте генетики и цитологии НАН Беларуси можно пройти ряд нутригенетических анализов — на непереносимость глютена, молока, предрасположенность к набору веса, усвоению жирных кислот, на индивидуальные вкусовые ощущения. Плюс уже больше года тут идет проект по генетике долгожительства, при сотрудничестве с университетом Кальяри (Сардиния) — острова, входящего в мировую пятерку мест с самым большим числом долгожителей. 

— Наши исследования направлены на изучение генов антиоксидантной защиты. Есть несколько генов, которые вызывают риск антиоксидантного стресса, приводят к развитию сердечно-сосудистых и онкопатологий. Но зная эту особенность, ее можно скорректировать, включая в рацион больше фруктов и овощей, зеленого чая, — поделилась Елена Михаленко, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологий. Кстати, считается, что долголетие на 25 процентов зависит от генов, а на 75 процентов — от образа жизни, питания и окружающей среды. Понять, как скорректировать то, на что мы можем влиять, и помогает знание генетических особенностей.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter