Корреспонденты «Знаменки» приняли участие в белорусско-французской археологической экспедицией

Скажи-ка, дядя, где же клад?

А не приобщиться ли к истории и нам, подумали корреспонденты «Знаменки».
А не приобщиться ли к истории и нам, подумали корреспонденты «Знаменки». Но не стали наряжаться в кринолины и камуфляжи, а отправились в деревню Студенка Борисовского района, где на месте переправы армии Наполеона через Березину работала белорусско-французская археологическая экспедиция.



Реконструкторы могут нам завидовать. Пока снимки и описание добычи археологов по-явятся в каком-нибудь научном издании, а сами артефакты перекочуют под выставочное стекло, мы все уже увидим и потрогаем. Перекинем с ладошки в ладошку еще не оттертую от земли монету, пуговицу или пряжку. Если повезет – отыщем саблю драгуна и ружье пехотинца. А может, и гвардейского орла заодно, которого после коронации императора поместили вверху каждого флага французской армии. Да и несметные богатства, вывезенные Наполеоном из Москвы, тоже пока не найдены. Стоп-стоп-стоп! Размечтались…

Раннее утро. Электричкой добираемся до Борисова. Путь привычный: корреспонденты «Знаменки» выезжают в экспедицию третий год подряд. А дальше вместе с сотрудниками Института истории Национальной академии наук держим путь на Студенку. Руководителя проекта «Березина» «Центра наполеоновских исследований» Жерома Бокура застать не удалось. Он накануне вернулся домой. Французскую сторону на этот раз представляет студент из Сорбонны Александр Просперини.

Нам не терпится вытащить на поверхность то, что было спрятано два века назад. Теперь это сделать намного проще – к месту раскопок подогнали мини-экскаватор. Ковш сантиметр за сантиметром снимает землю. Когда темный слой (ученые называют его культурным) заканчивается, появляется светло-желтый песок.

– Это материк. Все – дальше что-то искать нет смысла, – машет рукой руководитель экспедиции, заведующий отделом археологии средних веков и Нового времени Института истории НАН Вадим Кошман. – Но если в материке вдруг обнаруживаются темные очертания, вполне вероятно, что кто-то пытался здесь копать. Правильной формы круги остаются и от воронки разорвавшегося снаряда. В прошлом году именно по таким кругам неподалеку удалось обнаружить место бивуака французских солдат. Нашли несколько пуговиц, пуль, ядер, штык и множество костей – останки лошади, которую, возможно, жарили на открытом огне.



По одной из версий, на месте, где мы ведем раскопки – в 300 метрах от реки, – проходила старая дорога, по ней двигалась армия Наполеона. Здесь же, в овраге, измученные и замерзающие французские солдаты, ожидая переправы, могли укрываться от ветра.

Экскаватор роет траншею, археологи прозванивают металлоискателями земельные отвалы. Мы внимательно наблюдаем за цветом грунта. Ну наконец-то! Темное на светлом. Ученые фиксируют место и приступают к раскопкам вручную. Вызываемся поработать и мы. Первые находки – гильзы с крохотными цифрами «1943» ставят под сомнение принадлежность объекта к 1812 году. Но поиски продолжаем. Постепенно проступают очертания скелета какого-то животного, скорее всего, собаки. Нет, точно не 1812-й, и даже не 1943-й. Недавнее захоронение. Возможно, следующий раскоп будет удачнее.

И вот оно! «Металлюшник» просигналил о месте нахождения польского гроша 1812 года, затем французской пуговицы с опознавательными знаками гвардейского полка. Постепенно из траншеи извлекли несколько небольших металлических шариков – пуль. И даже осколок ядра.

Вторая половина дня оказалась еще удачнее. Преподаватель пед-университета им. Максима Танка, историк и исследователь Игорь Груцо, который на берега Березины приезжает не первый год, в металлическом обломке узнает чертежный циркуль. Значит, здесь мог размещаться штаб. Игорь Алексеевич скрупулезно изучает каждую найденную вещь, чтобы затем описать ее в продолжении своей книги «Сокровища Наполеона. История, версии, поиски, картография».

Следующая находка также приводит поисковую группу в восторг. Печать с изображением герба. Кому она принадлежала, ученым еще предстоит выяснить.




Столько артефактов! И все это на поле, которое за 200 лет пахали-перепахали. Да и отряд черных копателей прошелся по историческому месту не раз. Не спешит земля раскрывать все свои тайны. Но, может, в следующий раз (а раскопки здесь будут продолжаться) нам удастся обнаружить не только захоронения французских солдат, но и знаменитые московские трофеи Наполеона.

Обещаем: вы узнаете об этом первыми.

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter