Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет страна

Аналитический центр провел исследование на тему «Массовое чтение»...
Аналитический центр провел исследование на тему «Массовое чтение». Результаты оказались ошеломляющими. По ним можно сделать вывод, что современное общество переживает своеобразную катастрофу чтения.

И вдруг социологическое исследование притаскивает в своих сетях неожиданно устрашающий улов: полстраны не покупает книг, полстраны не читает журналы, почти 80 процентов населения не пользуется библиотеками. И до этого в ходе разных исследований всплывают такого же рода единичные факты: школьники занимают 28–е место по «качеству чтения» среди 32 обследованных стран и т.п.

Построение конкурентоспособной страны на таком фоне начинает казаться целью столь же призрачной, как и построение коммунизма. Конкурентоспособность уже давно обеспечивает не стратегические запасы нефти, а удачно мобилизованные стратегические ресурсы ума и культуры.

Если 40 процентов издаваемых в большинстве своем частными издательствами книг не доходят до читателя, это разве рынок?

Рынок — реальность сколь экономическая, столь институциональная. Все знают: не бывает эффективной экономики без эффективного суда. Не будет великолепной книжной торговли без выявленного, выращенного, а иногда и инспирированного спроса на интеллектуальное.

Негативные тенденции нашего книжного рынка не исчерпываются сокращением чтения. Тот, кто читает, уже давно читает по–другому. Исследователи подчеркивают, что чтение перестает быть человеко– и культурообразующим ресурсом, книги читают либо строго функционально («по работе нужно», «сессию надо сдавать»), либо рутинно, примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание блокбастер.

Преобладать в чтении начинает откровенное чтиво. Женский детектив и женская проза сегодня лидеры жанра.

Первый звонок прозвенел во второй половине 90–х, когда народившийся средний класс в лице «упаханных» на службе менеджеров стал честно признаваться в преобладании легкого чтения с целью отдохнуть, переключиться, прочистить мозги. Быстро выяснилось, что Маринина по прочистке мозгов выигрывает у Достоевского.

За прошедшее время эволюция шла в двух направлениях. Чтивная часть ветвилась и дифференцировалась, произведя на свет божий своего рода рафинированное чтиво в лице Коэльо, Мураками, Акунина. Но при этом хорошо одетые женщины иногда стали стесняться читать в метро побившие все рекорды популярности женские романы необернутыми. Такое ханжество даже радует: читатель догадывается, что подобные книги в руках подрывают его реноме.

Есть, правда, третье направление — детское. Появились редкие экземпляры выученных лучшими гуманитариями современности детей высших слоев среднего класса. Возможно, когда–нибудь они скажут свое просвещенное слово. Но когда и какое? Будет ли оно услышано зачитавшейся чтивом массой и повлияет ли на состояние умов?

Чтение создает реальность возможностей. Поступить в университет, получить образование, но в первую очередь добиться внутреннего личностного развития и роста. С этой точки зрения книга — один из способов уравнивания материальных и социальных разниц, которые у нас пока стремительно разрастаются.

Недаром почти во всех странах мира существуют национальные программы поддержки чтения, у нас — нет. Если давно записанная в культурные образцы Англия ведет телевизионный «пиар» чтения, чтобы поправить его качество, почему нас это не заботит?

Почему интеллигенция покинула культурную авансцену и отказалась от традиционных для себя идеалов просвещения? Ведь именно она еще два десятилетия назад размечала литературный процесс и выступала своеобразным навигатором чтения. Можно ли вернуть ей эту миссию? Хочет ли она этого?

Мы начинаем в нашей газете своеобразный мониторинг современного чтения, дискуссию по поводу его и приглашаем к участию в нем всех желающих.

Напишите нам, какие книги вы покупаете и что выписываете из периодических изданий. Электронный адрес: vasan.sb.by, почтовый: 220013, Минск, ул. Б.Хмельницкого, д. 10а, «СБ» — массовое чтение.

Информация к размышлению: в настоящее время подсчитаны данные проведенного подобного опроса в России — не покупают книг 52 процента россиян. Не читают их 37 процентов. Журналы не покупают 59 процентов (не читают 39).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter