Бас-баритон из Молодечно Владимир Александрович рвет залы

Сказ про бархатный бас

Бас-баритон из Молодечно Владимир Александрович рвет залы

Когда на сцену молодечненского амфитеатра вышел артист с внешностью Стаса Михайлова и голосом Муслима Магомаева, зал неистовствовал. В Молодечно Владимир Александрович — бомба, человек, собирающий аншлаги с серьезнейшими музыкальными программами. В сопровождении симфонического оркестра Молодечненского музыкального колледжа имени Огиньского Володя шикарным бас–баритоном исполняет романсы, арии из опер, песни военных лет, классическую эстраду. На сцене он элегантен и горяч, его артистизм подчеркивают костюмы от кутюр.


Кто такой? Откуда столь эффектное явление в Молодечно? Навела справки: Александрович — солист оперного театра «Комунале» во Флоренции. Живет в Санкт–Петербурге и стажируется в Италии, окончил нижегородскую консерваторию, выиграл 19 всероссийских и международных вокальных конкурсов. Но петь начал в Молодечно, еще в роддоме, куда принесла его мама, контролер–кондуктор Валентина Александрович. По семейной легенде, Володя так кричал в свои первые дни, что его пришлось со второго этажа роддома перенести на первый и спрятать в самый дальний угол от других детей.


Но талант так просто не скроешь. История жизни Володи закручена лихо: до 19 лет занимался кикбоксингом и получил техническое образование, стал приличным электромонтером. За рукастость его уважали, любая работа по дому для Володи была в удовольствие. Он рано — в 4 года — потерял отца, с тех пор привык за себя и свою семью стоять в одиночку. Да, но как электромонтер стал солистом флорентийского театра? Здесь, что называется, не переключайтесь. Владимир вспоминает:


— Я вырос на пластинках Высоцкого и советских фильмах, скажем, «Михайло Ломоносов», «Принцесса цирка», «Семнадцать мгновений весны», наполненных прекрасными музыкальными темами. Академическое пение меня завораживало все больше и больше. В 20 лет понял, что не могу не петь, и поступил в Молодечненский музыкальный колледж им. Огиньского.


В 20 лет сесть за фортепиано с разбитыми на спортивном ковре костяшками пальцев — ситуация уникальная. В то время музыкой дети начинали заниматься лет в 6 — 7. На первых уроках Володя, естественно, страдал: его руки застревали между черными и белыми клавишами пианино. Но фанатичная преданность занятиям быстро вывела Александровича в первые ученики колледжа, и вот он его уже оканчивает с отличием и едет в нижегородскую консерваторию:


— Поступил без проблем. Хочу отметить, что в колледже у нас отличная подготовка по всем предметам. К чести нашей страны, нам удалось после развала Союза сохранить музыкальные школы и общий уровень подготовки специалистов на очень высоком уровне. Другое дело, что оркестров с каждым годом становится все меньше и мы стремительно теряем свои кадры. Многие музыканты уезжают работать в Америку, Европу, Китай.


Александрович не стал исключением. Одаренного вокалиста заметили на международных конкурсах, на одном из таких сам Муслим Магомаев вручал Володе Гран–при на форуме молодых оперных певцов в Хельсинки вместе с напутствием учиться классическому эстрадному вокалу. Один из последних грантов — стажировка во Флоренции, у знаменитого баритона Франко Пальяцци. Мэтр называет Александровича своим последним учеником и отзывается о нем только в превосходной степени:


— Я готов говорить об этом молодом белорусском басе часами. Владимир Александрович — уникум, отлично подготовлен. Мы прекрасно работаем, подбираем великолепный репертуар. Уверен, что мой ученик еще будет блистать на оперных сценах всего мира.


Впереди у Владимира еще год стажировки. Учеба во Флоренции представляет собой прекрасный старосветский сон. Кроме вокала, ему преподают уроки живописи, фехтование, историю искусств, верховую езду и еще много приятного. Артист счастлив, что его день расписан по минутам. Утомленный скачками на лошадях, он возвращался однажды с флорентийских уроков и присел передохнуть у базилики Санта–Кроче, на которой не сразу заметил мемориальную доску белорусскому композитору Михалу Клеофасу Огиньскому. Вспышка догадки поразила Александровича: «Ах вот кто ведет меня по жизни!..» Но если отвлечься от метафизики, есть у вокалиста и вполне осязаемый друг и помощник — это Григорий Сороко, дирижер симфонического оркестра Молодечненского музыкального колледжа, тонкач и умница, большой интеллектуал.


Григорий Семенович, кстати, вспоминает, что к появлению доски Огиньского на флорентийской базилике тоже приложил руку:


— Мы выступили с инициативой разместить эту табличку на храме, откуда Огиньского выносили в последний путь. Вроде бы договорились обо всем с представителями итальянских посольств, но дело продвигалось медленно, застопорилось на несколько лет. И тогда мы пошли на такую уловку: сделали копию мемориальной доски и установили ее на нашем колледже, написали на нашем знаке, что оригинал находится во Флоренции, тем самым пристыдив итальянцев за медлительность.


Но справедливость восторжествовала, сегодня вдохновленный житель Молодечно Владимир Александрович гуляет по извилистым улочкам Флоренции и думает о новых концертных программах с симфоническим оркестром Григория Сороко. Артист не жалеет на концерты в родном городе никаких средств:


— Когда приехал в Молодечно после долгих скитаний, увидел, какой роскошный оркестр, чудесный Дворец культуры с потрясающим коллективом под управлением очаровательной женщины Светланы Григорьевны Сороко, имеет наш город, — немедленно захотел записать с ними концертную программу. Пригласил для работы и своего друга, пианиста Олега Вайнштейна — он работает сейчас и с Еленой Ваенгой, и со Стасом Михайловым. Но к нам приезжает по первому зову: Олег влюбился и в Беларусь, и в наш оркестр.


За год-полтора Сороко и Александрович сделали пять концертных программ. Их совместные концерты повсюду заканчиваются одинаково: народ не отпускает Владимира и оркестр со сцены, часто двухчасовые выступления превращаются в четырехчасовые музыкальные марафоны. Но самая преданная слушательница Александровича — его 17–летняя дочь Карина, действующая чемпионка мира по тайскому боксу. Девочка окончила и музыкальную школу и может подыграть отцу «Темную ночь» на пианино, но бокс любит так же сильно, как ее отец музыку. Владимир не переживает, генетика есть генетика. Кто знает, какие необычайные виражи судьбы нам подбросит завтра провидение. Сегодня артист мечтает чаще выступать в Беларуси, по его убеждению — искусство глубоко национально:


— Я пою много романсов. Но более всего мне удаются произведения, написанные здесь, на нашей земле. Например, «Я люблю» Владимира Оловникова. Где бы, в какой стране ни исполнял этот романс — у меня всегда просят его ноты. В каждом уголке земли рождаются уникальные музыкальные находки. Есть они и в Беларуси. Скажем, в музыке Евгения Глебова, трепетной и настоящей. Я безумно рад, что с Григорием и Светланой Сороко мы нашли общий язык и подружились и сейчас возвращаем эту великую музыку слушателям.


Вот какие получились штрихи к портрету Владимира Александровича. По-моему — настоящей белорусской звезды!


Советская Белоруссия №90 (24473). Пятница, 16 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter