Скаут для таланта

Сосед по даче — птицевод–любитель. Все показывал свой импортный инкубатор сложной конструкции. Хвастался. А недавно пришел плакаться: грозой перебило пробки. Короткое замыкание, механизм «стреножился», а цыплята, которым и дня не исполнилось, еле дышат...
Сосед по даче — птицевод–любитель. Все показывал свой импортный инкубатор сложной конструкции. Хвастался. А недавно пришел плакаться: грозой перебило пробки. Короткое замыкание, механизм «стреножился», а цыплята, которым и дня не исполнилось, еле дышат...

Давайте представим: все органы государственного управления, министерства, ведомства, вузы, колледжи, школы — это детали огромного инкубатора, в котором зреют молодые дарования. Часто говорят так: талант — это главный ресурс. Или так: талантами разбрасываться нельзя. Хорошо, когда не просто говорят, но и что–то делают. Серьезную работу проводит Парк высоких технологий, взявший под крыло юных программистов. То, что в нашей стране с успехом можно делать бизнес, доказал недавно четверокурсник БГУ Максим Осипов — директор фирмы, ставшей резидентом ПВТ. Это — факт. Но есть у «инкубатора» и проблемы. Может, пришло время и о них поговорить?

Первая, думается, проявляется на самой первой стадии — «закладки». Беда с поиском будущих «птенцов». Весной в Минске проводился международный конкурс детской креативности «Одиссея разума». Организаторы гордо называли его «чемпионатом талантов». Но сетовали на слабую коммерческую поддержку. А ведь за рубежом спонсорами детских соревнований выступают и «Шелл», и «Насса», и «Майкрософт». Юных креативщиков берут на карандаш уже в самом нежном возрасте. Потому что знают: неординарную личность нельзя упускать из виду ни на секунду. У наших «акул бизнеса», похоже, другое мнение. Вот один пример. В 2004 году в мировом финале «Одиссеи», который проходил в Вашингтоне, команда из Бреста заняла третье место. Ура! Ездили наши юные креативщики и на соревнования в Польшу. Там их отметили, признали одними из лучших, но пройти дальше в турнирной сетке не получилось: спонсоров–бизнесменов, желающих поддержать способную молодежь, не нашлось...

Как у нас открывают таланты? На бесконечных школьных олимпиадах. ЦУ от преподавателей, пафосные речи «о престиже», жесткая установка занять место повыше, зубрежка... Победы есть, не спорю. И это чрезвычайно престижно для страны. Но узкая направленность «олимпиадников» не может не сказаться в будущем. Талант, который зацикливается на чем–то одном, как птица с одним крылом...

В футболе есть интересная профессия — скаут-«разведчик». Эти люди рыщут по городам и поселкам в поисках способных лихо гонять мяч мальчишек. Почему бы такую, скаутскую, систему не применить и в нашем «инкубаторе»?..

Чтобы молодые таланты не терялись, в стране создали компьютерный банк данных одаренной молодежи — в нем сейчас более 6.000 фамилий. Важнейший инструмент кадровой политики. Но ведь, помимо этих шести тысяч, есть и другие юные самородки. Выпускать из поля зрения их нельзя.

Выясняется: «инкубатор» барахлит и на «выпуске». О подросших «птенчиках» на местном уровне часто забывают. На одном из бесконечных заседаний, посвященных проблемам одаренной молодежи, заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Лидия Категова рассказала: «Звоним на предприятие, спрашиваем, как дела у парня, который был удостоен специальной премии Президента. А руководитель нам отвечает: нет у меня такого. Потом начинает выяснять. Находит, повышает зарплату, дает ему больше самостоятельности...»

Вот вопрос: а если бы не позвонили? Был талант — и сплыл?

...В одном из минских вузов еще помнят студента–первокурсника Сашу Кухаренко. Выпускник Лужеснянской школы–интерната для способных детей из сельской местности. Увлекался биологией. На республиканской олимпиаде завоевал «серебро». Поехал в Минск. Поступил на 1–й курс. А через восемь месяцев вернулся в родную деревню. Работает механизатором в местном СПК. Почему? Все просто: у парнишки из небогатой, скажем прямо, семьи средств на жизнь в городе не хватило. Предвижу, унылый скептик мне возразит: «А вот Михайло Ломоносов в Москву за знаниями пешком шел!» Кто–то добавит: «Хотел учиться — надо было ночью вагоны разгружать». Но, друзья, на дворе ведь ХХI век! Талант прозевали. Это — тоже факт.

...Сосед мой хлопнул стопку и побежал в магазин за деталями. Чинит свой испорченный инкубатор. Главное здесь — правильно собрать механизм. В технике свои законы. Если шестеренки крутятся вразнобой, толку от них немного.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter