Ее имя не нуждается в представлении: вряд ли найдется человек, который ни разу не видел бы Елену Яковлеву в кино

Скандалы репетирую на близких

Люди постарше помнят знаменитую “Интердевочку”, новое поколение — Бабу-ягу в “Последнем богатыре”. Народная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат премий “Ника” (дважды), “Тэфи”, “Золотой орел”. Не раз признавалась лучшей актрисой страны, самой популярной актрисой по версии изданий “Театр”, “7 дней”, “Советский экран”. Но главное — зрители любят ее уже много лет. И есть за что. Елена Яковлева талантливо играет своих современниц, таких эмоциональных и таких узнаваемых. А еще она и в жизни невероятно притягательна. Обаятельная, естественная, искренняя. Вот о чем она рассказала во время “Славянского базара” за два часа до спектакля.


О любви

Все хотят ответить на вопрос “Что такое любовь” и никто не может. Мы в своем спектакле “Территория любви” тоже не можем ответить. Что такое любовь, как ее почувствовать, как ее принять, как сделать так, чтобы она осталась навсегда? Проходит любовь или не проходит, можно ее продлевать или нельзя? У каждой женщины, я уверена, есть выбор остаться с этим мужчиной или с другим. Но почему-то в конкретный момент мы остаемся с этим, а потом, может быть, всю жизнь внутренне сожалеем о своем выборе. Сплошь и рядом такое в жизни.

Любовь есть, конечно. Не каждый человек ее находит и понимает. Но даже важно ощущение, что тебе хочется любви, и ты, несмотря ни на что, все равно о ней мечтаешь, даже если тебе кажется, что она у тебя есть. Парадоксально, но это так.

О профессии

Хочу попросить прощения у близких за то, что репетирую на них свои роли. Хочется ведь скандалить на экране и на сцене не так, как в прошлый раз. Сидишь и просто нарываешься. Иногда я понимаю: не надо вот этого делать сейчас, но все равно поворачиваю сценарий семейного конфликта так, как надо для роли.

Тоскую ли я по репертуарному театру? Нет. К сожалению, больше половины постановок сейчас ниже среднего уровня. Всевозможные режиссерские новаторства зашкаливают, актерские — тоже. У нас Семенович уже играет на сцене. А когда я вижу на экране Глюкозу, которая снялась уже в нескольких картинах... Она играет очень плохо, могу ей об этом при личной встрече сказать. Обидно становится за профессию. Я же не выхожу на сцену с микрофоном! Хотя, если немножко потренироваться, почему нет? Если Бузова поет, неужели я не смогу нормально спеть какую-нибудь драматическую песню? Слишком много самодеятельности, много непрофессиональных людей стало этим заниматься.

Спасибо Петру Тодоровскому — это был настоящий воспитательный процесс, ощущение любви и уважения к профессии. Не секрет ведь: когда тебя начинают узнавать, ты уже вроде как звезда и можешь себе позволить капризы какие-то. Мне повезло. В качестве киноактрисы я формировалась с такими мастерами, как Юра Богатырев, Ефремов-старший, Иннокентий Смоктуновский, Наташа Гундарева. Хоть бы у одного из этих артистов я какой-нибудь всплеск или скандал видела! Ни разу. Ни одного. Когда смотрю на поведение нынешних артистов, думаю: “Мама родная, ну откуда это?” И сразу у меня внутри все успокаивается. Благодаря своим учителям я поняла, что на съемочной площадке нужно работать, а не просить дополнительные дубли, отдельные вагончики и минеральную воду особенной марки.

О пластической хирургии 

У меня уже наступил тот возраст, когда правительство начинает называть нас “дожителями”. Это люди, которые уходят на пенсию. Мне стало реально плохо, когда я это слово услышала. Актрисе, чтобы не стать “дожителем”, приходится продлевать свое существование в профессии с помощью косметологии и пластической хирургии. Ничего против этого не имею, но для любого вмешательства в лицо требуется довольно длительная реабилитация. У меня же спектакли сегодня, завтра и послезавтра, а позавчера была премьера в Екатеринбурге, так что элементарно нет на такие вещи времени. Если появляется три-четыре свободных дня, иду и делаю мезотерапию — то, что каждая женщина делает сегодня. 

О сыне-фрике

Про разукрашивание тела моего сына спрашивают так много, что я устала отвечать. И Денис, и я давно покаялись, что это случилось в его жизни (у Дениса в татуировках не только тело, но и лицо). Сейчас он сильно жалеет, что сделал это. Но каждый человек должен взрослеть и умнеть сам — я в тот момент свои мозги ему вложить никак не могла. 

Денис сейчас работает в школе Росатома, куда приезжают дети со всего мира. Он учит их следить за здоровьем, делать физические упражнения, не зря же он увлекается бодибилдингом. Мне казалось довольно странным работать воспитателем с детьми в таком виде. Но подростки с интересом слушают его рассказы о татуировках, и в том числе о том, как он раскаивается, что сделал их. С детьми у него сразу возникает взаимопонимание. Были ребята из каких-то племен, где тату считается страшным грехом. Тем не менее, когда они его увидели, сразу подружились и до сих пор переписываются. Обижает ли меня то, что его часто называют фриком? Ну, для этого, видимо, и существует желтая пресса. А с татуировками будем что-нибудь делать. Скорей бы изобрели лекарство, которое разъедает татуировки не так болезненно, как это происходит сейчас.

Фото: Театральное агентство “Арт-партнер ХХI”

О политике 

Я в этом практически ничего не понимаю, разобраться не могу и поэтому ничего на этот счет говорить не буду. Приглашают ли поучаствовать в предвыборной кампании? Да. Иногда предлагают очень хорошие деньги, но отказываюсь по вышеназванной причине. Когда мне на три года запретили въезд в Украину — мы были в Крыму со спектаклем — только ленивый журналист не позвонил. Как только в сеть выложили новость, в течение часа я получила около ста звонков. Причем уже с резюме: давайте, говорите, как вы против этого. А что тут скажешь? Да, я против, что меня не пустили в страну, где живут мои родители и брат с семьей. Вдвойне обидно, что у папы был день рождения — ехала его увидеть, хотела сделать сюрприз. Но я не пойду обсуждать политику в ток-шоу. Публичный человек, к которому прислушивается хотя бы маленькая часть людей, должен понимать, как это опасно. 

О вражде 

13 июля в Екатеринбурге прошла премьера пьесы “Вражда”, где мы играем с Татьяной Лютаевой двух актрис. Мы сами ее сочиняли. Век артиста короткий, хороших ролей для женщин нашего возраста уже не пишут. Когда присылают сценарий, это всегда мама или бабушка героя. Скучно, не хватает драматургии, а багаж профессиональный за плечами большой. Все свои желания мы втиснули в эту пьесу. Там есть все. Любовь. Ненависть. Дружба. Зависть. Сотрудничество. Презрение. Восхищение. Предательство. Прощение. А почему “Вражда”? Многие актрисы между собой говорят: “Мы дружим”. Смешно, правда же? Нет ни одной актрисы, с которой у меня были бы натянутые отношения, но и подругами никого назвать не могу. Хотя с 1984 года прожита сценическая жизнь со многими партнершами. Профессия наша очень амбициозная, очень зависимая. Все негативное в ней есть, хотя я очень ее люблю. Хочешь не хочешь, бабское что-то срабатывает, начинаешь думать: почему она снимается в этом фильме, а не я, кто дал ей ту награду, а не мне. Никуда не деться от этого. Получается, что мы все равно между собой немножко воюем. И мы с Татьяной решили показать, как это может быть среди нас, девочек, на сцене.

Личное дело

Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года. 

После окончания школы в Харькове работала библиотекарем, комплектовщицей на заводе. Накопив денег, поехала в Москву и поступила в ГИТИС. 27 лет служила в театре “Современник”. Снялась более чем в 70 фильмах и сериалах, среди которых “Анкор, еще анкор!”, “Интердевочка”, “Каменская”, “Склифосовский”, “Вангелия”. 

С 1985 года замужем за актером Валерием Шальных, сыну Денису 26 лет.

kruchenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter