Скандалистов будут арестовывать.

Милиция готова применять к дебоширам и выпивохам кардинальные меры. Этих личностей называют дебоширами, разгильдяями, пьяницами. Корреспондент “НГ” спустился на “дно” жизни, чтобы понять, как люди там оказываются, а также выяснить, чем им могут помочь родные и соседи. Со старшим участковым инспектором Центрального района столицы Александром Шкадуном мы прошли по злачным местам.

Милиция готова применять к дебоширам и выпивохам кардинальные меры.

Этих личностей называют дебоширами, разгильдяями, пьяницами. Корреспондент “НГ” спустился на “дно” жизни, чтобы понять, как люди там оказываются, а также выяснить, чем им могут помочь родные и соседи. Со старшим участковым инспектором Центрального района столицы Александром Шкадуном мы прошли по злачным местам.

Хлебосольный хозяин

Соседи Сергея постоянно жалуются на шум и крики в квартире, которая для местных любителей горячительного давно превратилась в рюмочную.
В проходной комнате из мебели присутствовали только две импровизированные лежанки на полу, собранные из обрывков матрасов, одеял и курток. “Это для товарищей”, — пояснил хлебосольный Сергей Александрович. Вторая комната — личные покои хозяина — обставлена более сносно: здесь нашлось место и для кровати, и для шкафа без дверок. “Это не спальная, а скорее прихожая, — знакомит меня с апартаментами участковый. — Когда гости не могли справиться с домофоном, заходили в квартиру через окно в этой комнате”.
Сергея Александровича до сих пор не выселили лишь потому, что его старший брат, непьющий и вполне состоятельный мужчина, исправно оплачивает все квитанции. Светил содержателю притона и лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП). Чтобы отправить туда выпивоху, нужно пройти довольно длительный путь: первое обращение в милицию, административное взыскание, потом — повторная жалоба, постановка на учет в РОВД и у врача-нарколога, после трех протоколов — первая комиссия по вопросу отправки в ЛТП, еще одно замечание от органов внутренних дел приводит ко второй комиссии и собственно к направлению в профилакторий.

Шерше ля фам

Жители второй квартиры, которую нам довелось посетить, — отец и сын — напоминают героев анекдота. Если в опорный пункт поступил звонок от одного, милиционеры знают: скоро позвонит и другой. Анатолий Лазаревич, 79-летний пенсионер, и его выросший мальчик — Сергей Анатольевич, 54 годов от роду, никак не могут ужиться вместе. Когда еще была жива хозяйка, мужчины вели себя спокойно. А без нее весь семейный лад рассыпался. Причем временные сожительницы одного неизменно раздражают другого.
Глава семьи и в трезвом виде отличается эксцентричностью. А если речь заходит о дамах его сердца, и вовсе готов на “рыцарские” поступки — недавно, услышав от сына замечание в сторону сожительницы, он разбил о его голову табуретку. Практически все пассии и старшего, и младшего известны участковому: нет ни одной “не злоупотребляющей”, 45-летняя Вика, последнее увлечение Анатолия Лазаревича, вот-вот отправится в ЛТП.
Однако старший участковый инспектор утверждает, что в этом году в первый раз посетил квартиру скандалистов. Оба представителя семейства практически в один голос заявили, что после праздников ни разу не поссорились. “Это потому, что их предупредили: не прекратят пить, поедут в лечебно-трудовой профилакторий, — уже на лестничной площадке объяснил Александр Шкадун. — Видимо, строгое предупреждение сработало!”

Внуки — дороже

По третьему адресу живет Виталий Николаевич — слесарь, который не переставал пить на протяжении последних 20 лет. В последние месяцы к спиртному не притрагивается — боится отправиться в ЛТП. От профилактория мужчину отделяет, как говорится, один шаг — последняя комиссия.
— Мне в 50 лет уже поздно сожалеть о своих поступках, — говорит бывший алкоголик-скандалист. — А вот в ЛТП все равно не хочется ехать!
В доме ничто не говорит о том, что здесь проживает скандалист, в этом заслуга хозяйки, Галины Михайловны. Она создала условия и для того, чтобы в доме смогли разместиться внуки. Когда дедушка буянил, их приходилось отправлять к сватьям. Сегодня же вся семья в сборе. Когда речь зашла о подрастающем поколении, стало заметно, что Виталий Николаевич застыдился: “Сейчас я понял, что внуки для меня — самое дорогое.”
— Конфликты на семейно-бытовой почве — причина 60 процентов всех обращений в милицию, — рассказал на обратном пути к опорному пункту Александр Шкадун. — И страдают в основном женщины. Галина Михайловна сама признавалась — слишком поздно к нам обратилась, все боялась за супруга. Сколько жен мирятся с каждодневными скандалами, которые устраивают пьяные мужья! И звонят, когда дело до рукоприкладства доходит. А ждать никак нельзя. Ведь практически во всех случаях события развиваются по одному сценарию: алкоголь — скандалы — физическое насилие. Чем раньше мы узнаем о таком поведении, тем быстрее сможем помочь всей семье.

Компетентно

Олег Каразей, заместитель начальника управления профилактики МВД Беларуси:
На учете в милиции стоит 21 тысяча граждан, совершивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. В последние годы наблюдается положительная тенденция. Если в позапрошлом году от рук семейных преступников погибло 174 человека, то в минувшем году — 140. Более чем на 10 процентов уменьшилось количество случаев нанесения тяжелых телесных повреждений. Эти цифры говорят о том, что правонарушения предотвращались на ранних стадиях. В то же время в минувшем году было возбуждено 2,5 тысячи уголовных дел по так называемым превентивным статьям (“Умышленное причинение легкого телесного повреждения”, “Истязание”, “Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества”) — на триста больше по сравнению с 2009-м. Такой рост свидетельствует о возросшем доверии к милиции среди населения — люди стали меньше “замалчивать” проблемы.
Тем не менее проблема семейно-бытовых преступлений остается довольно острой. Поэтому управление профилактики МВД внесло в план подготовки законопроектов на 2011 год предложение ввести административную ответственность за насильственные действия в семье. Планируется, что КоАП пополнится новой статьей: “Нанесение побоев, причинение боли, физических и психических страданий, если эти деяния не предусматривают уголовной ответственности, влекут наложение штрафа от 10 до 30 базовых величин либо административный арест”. При назначении наказания упор будет сделан именно на аресте — нарушителей правопорядка нужно на время изымать из семей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter