Скандал подкрался незаметно…

В ЕС и США нарастает финансовый скандал со ставками LIBOR

Каждый год в Великобритании сектор финансовых услуг тратит миллионы на лоббирование своих интересов

В Евросоюзе и США нарастает финансовый скандал. Основное место действия — Великобритания, которая постоянно отстаивает неприкосновенность своей финансовой системы от слишком тесной интеграции в рамках Евросоюза.

Финансовая система Британии — наследство имперского могущества былых времен. Колониальная система Великобритании давно рухнула, но от былого могущества остались не только воспоминания, но и банки, которые в свое время не гнушались никаких способов получения прибыли: от работорговли и торговли опиумом до финансирования новых колониальных захватов и пиратства. На повестке дня — обсуждение манипуляций со ставками межбанковского кредитования LIBOR, от размера которых зависят по всему  по ставкам миру финансовые инструменты на сумму в 800 триллионов долларов, от деривативов до потребительских кредитов. Даже в достаточно удаленной от Великобритании Беларуси при определении того или иного кредита на международном уровне прежде всего обсуждается, какой процент сверх ставки LIBOR будет зафиксирован в договоре. Если LIBOR возрастает, всем, кто взял деньги в долг в соответствии с данной ставкой, приходится платить больше своему банку. Поэтому манипуляции с LIBOR могут оказаться чрезвычайно выгодными, что и осознали некоторые британские банкиры. Один из крупнейших британских банков — «Barclays», финансовый институт с 300-летней историей, уже фактически признал свою вину, уплатив штраф почти в полмиллиарда долларов, а его руководство подало в результате в отставку. На очереди и другие банки, ловко пользовавшиеся своим уникальным положением на рынке для обмана потребителей.

То, с какой легкостью банки манипулировали в своих целях важнейшими финансовыми инструментами, не встречая ни малейших препятствий со стороны власти, привлекло внимание к самой системе отношений правительства Великобритании с крупнейшими финансовыми институтами. Встревоженная общественность обнаружила множество оснований для опасений. Так, по результатам расследования, проведенного Бюро исследовательского журнализма, каждый год в Великобритании сектор финансовых услуг тратит 92,8 миллиона фунтов на лоббирование своих интересов среди политиков и регуляторов. Как отметил исполнительный директор Бюро исследовательского журнализма Ян Овертон: «Впервые мы способны увидеть масштаб и пределы лобби, обслуживающего финансовый сектор, дающего ему преимущество над другими отраслями». При этом скандал в последние дни приобрел новое интересное направление. Отставной генеральный директор «Barclays» Боб Даймонд выступил в Палате общин британского парламента, где сослался на то, что часть манипуляций с LIBOR была фактически благословлена заместителем председателя Банка Англии Полом Такером. Последний теперь всячески оправдывается, что никакого разговора по этому поводу с Бобом Даймондом не имел, а просто высказывал озабоченность финансовым состоянием банка во время кризиса 2008 года. Однако у общественности больше веры словам отставного гендиректора «Barclays», которому после отставки терять нечего. Чего стоит одно упоминание в его записке сотрудникам банка, что «в большинстве дней никаких указаний не было вообще» по манипуляции ставкой LIBOR. Подобная потрясающая откровенность о том, что творилось в дни иные, заслуживает доверия.

В данный момент финансовый скандал разрастается по всему Евросоюзу и США, широко обсуждаются манипуляции со ставкой LIBOR со стороны двадцати крупнейших банков мира. Уже уволены десятки трейдеров, признанных виновными в мошенничестве. Впрочем, уходят они со своих постов с гордо поднятыми головами, обладая многомиллионными состояниями, которым ничто не угрожает. А выплачивать колоссальные штрафы будут финансовые институты, от лица которых они действовали. Обманутые потребители финансовых услуг твердо намерены получить солидную компенсацию за мошенничество, причем сумма, по некоторым оценкам, может достигнуть десятков миллиардов долларов. На этом фоне естественными выглядят последние договоренности властей ЕС усилить контроль за крупнейшими банками Евросоюза. Но получится ли это сделать, если лоббисты банков оперируют огромными суммами, финансируя практически все серьезные партии в ЕС, которые без этой финансовой поддержки боятся проиграть очередные парламентские выборы? Есть высокая вероятность того, что все ограничится такими мерами правительственного контроля, которые успокоят общественность, но не обеспечат основательного надзора. Есть также более чем серьезные основания полагать, что, если даже надзор за финансовой деятельностью будет, вне всяких ожиданий, создан на солидной основе, лоббисты финансовых структур найдут свой подход к сотрудникам и этого надзора, чтобы добиться его лояльного отношения к своей деятельности. Суть проблем таится в самой системе отношений правительств Евросоюза и США с частным сектором. Ныне предполагается, что ситуация, когда любой представитель частного сектора, желающий протолкнуть выгодный для себя закон или лояльное отношение государства к своей деятельности, платит огромные суммы политикам и политическим партиям, является совершенно нормальной. Обосновывается это и тем, что, легализуя лоббистскую деятельность, можно избежать взяток. Но практика демонстрирует, что у одних частных институтов всегда будет больше денег на лоббизм, чем у других, поэтому развитие экономики в США и ЕС неизбежно подвергается серьезным дисбалансам. И если в 1990-е годы на подобные вызовы смотрели сквозь пальцы, уверовав в неизбежную победу западной модели развития, то теперь оснований у Запада для безмятежности больше нет. К сожалению, нет и склонности к серьезным реформам, которые смогут восстановить стабильность в развитии западных экономик.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter