В Витебской областной больнице делают уникальные операции — спасают людей, страдающих от панкреатита

Скальпель вверили роботу

В Витебской областной больнице делают уникальные не только для Беларуси, но и для многих стран мира, операции — спасают людей, страдающих от панкреатита.




Хирурги управляют металлическими «руками» с помощью монитора.

Но поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, главный врач Анатолий Оладько отдает распоряжение провести меня прямо в святая святых. Естественно, переодев-переобув и закрыв лицо до самых глаз большой марлевой повязкой. По длинному стерильному коридору иду вполне бодро, а у входа в операционную спотыкаюсь — подкашиваются от страха и волнения ноги. 

Вокруг стола, на котором пациент, полумрак. Облаченные в белые одежды медики, большой монитор. И… длинные стержни с микроинструментами, через крошечные проколы уходящие глубоко в брюшную полость пациента. Ни крови, которой я подспудно боялась, ни привычных скальпелей, никакого операционного поля. Для дилетанта виртуозная работа хирургов сейчас даже может показаться какой-то очень сложной компьютерной игрой со специальной приставкой. 

Главная скрипка в этом молчаливом оркестре сегодня — известный во многих странах мира профессор медицины, руководитель первого областного научно-практического центра хирургии заболеваний печени и поджелудочной железы Анатолий Щастный. Ему помогают два специалиста. Вот Анатолий Тадеушевич чуть-чуть шевельнул пальцами, и я при восьмикратном увеличении вижу, как стальные щупальца (на самом деле очень миниатюрные) продвигаются по желудку. Ничего страшного и кровавого — лапароскопическая операция считается самой малотравматичной. В микропространстве, где отчетливо видны печень, селезенка, кишечник, одновременно работают четыре металлические «руки»: одна держит видеокамеру, вторая — освобождает путь, бережно отодвигая в сторону встречные органы. Третья — придерживает ткань, чтобы главное действующее лицо — скальпель — аккуратно и максимально точно отрезал «лишнее». Все, операция по удалению части поджелудочной железы закончена. На это понадобилось три часа. Анатолий Щастный объясняет, почему:


Пациентку обследует профессор Щастный.

— Да, порой лапароскопическая операция длится дольше, чем обычная, но зато срок госпитализации пациента сокращается с 16 до 6—8 дней. А главное — человек уже на следующий день может вставать, спокойно кушать и не испытывать болей. Знаете, что хирурги называют второй французской революцией? Как раз первую в мире лапароскопическую операцию по удалению желчного пузыря. Мы же пошли намного дальше… 

Сегодня центр, в оснащение которого вложено свыше 5 миллиардов рублей, известен и в Беларуси, и в России, и в других странах. Молодых витебских специалистов приглашают с докладами на самые престижные научные конференции, они участвуют в крупных международных проектах наравне с ведущими клиниками мира, их докторские и кандидатские работы разбирают на атомы. Первыми в Беларуси здесь разработали и стали проводить операции по удалению поджелудочной железы с помощью лапароскопии. Это спасение для тех, кто мучается от постоянных болей. 

Кстати, об этих самых болях, неизбежных спутницах панкреатита. Врачи в пух и прах разбивают мою твердую убежденность, что он — спутник только тех, кто увлекается спиртным. Оказывается, заболеть может любой. Отравление, проблемы с желудком и печенью, травмы и даже банальные глисты — все это может вызвать острое обострение поджелудочной железы. Помощь в таких случаях нужна незамедлительно, поэтому и новаторские методы диагностики и лечения очень важны. Анатолий Щастный проводит для меня мини-экскурсию по отделению и между делом рассказывает дальше:

— Из острой фазы панкреатит обычно переходит в хроническую. Распространенность этой патологии высока: каждый шестой пациент гастроэнтерологов страдает от весьма болезненных капризов поджелудочной железы. Причем болезнь молодеет. 

Итак, если удалить «окаменевший» участок, боли уходят. И убедить человека сделать это лапароскопом через маленький прокол намного легче, чем, как прежде — путем обычной операции, с большим разрезом мышц и тканей.

Полностью согласен с ним и 50-летний Владимир Петрович из Орши. Для него жуткие боли остались в прошлом, результатом операции пациент восхищен и тех самых проколов даже, как шутит, нащупать не может. А вот Ольге Ивановне придется еще полежать. У нее — плановая реабилитация. Тридцатидвухлетняя витебчанка — одна из двух самых уникальных на сегодняшний день пациенток Щастного. У обеих женщин в конце минувшего года лапароскопическим методом были одновременно удалены пораженные опухолью участки поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и желчные протоки. Операции, которые длились по 6—7 часов, прошли успешно. В мире, кстати, на подобные вмешательства решаются лишь в считанных медицинских центрах Европы. И только в одном российском.

Прямая речь

Владимир Терентьев, заместитель председателя Витебского облисполкома:

— На счету врачей ВОДКБ много интересных, во многом авторских разработок, которые вызывают немалый интерес и в мировом медицинском сообществе, и у наших российских соседей. Молодые специалисты под руководством профессора Щастного не только освоили уникальные для Беларуси операции, но и очень близко подошли к теме трансплантации органов. Что касается малоинвазивных вмешательств, это отличное поле для новых шагов. Уже сегодня мы широко используем этот способ в кардиохирургии, нейрохирургии и других направлениях. 

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter