Ситуация

На игле "Гомельпласт" - единственное в стране предприятие, выпускающее одноразовые шприцы.
На игле

"Гомельпласт" - единственное в стране предприятие, выпускающее одноразовые шприцы. Однако основная часть его продукции экспортируется в Россию, а белорусские медики пользуются преимущественно импортными изделиями. Так, посетив недавно несколько гомельских аптек, я обнаружил на прилавках немецкие, испанские, российские шприцы, но только не местного производства.

Эта странная, на первый взгляд, ситуация связана с тем, что "Гомельпласт" расплачивается собственной продукцией за импортные комплектующие. В результате из 42 миллионов шприцев, произведенных гомельчанами в 2002 году, в Беларуси при годовой потребности в 160 миллионов остались только 6 миллионов. Образующуюся пустоту, зарабатывая немалые суммы, заполняют импортеры. Ежегодно только Минздрав закупает шприцев более чем на 4,5 миллиона долларов. Расходуют средства на подобную импортную продукцию и ведомственные медучреждения. В результате деньги уходят за границу. А ведь можно было бы попытаться оставить валюту в стране. Именно с этой целью специалистами "Гомельпласта" разработан импортозамещающий проект, рассчитанный на то, чтобы уже в 2005 году собственными силами удовлетворить потребности Беларуси и продолжать работать на экспорт.

Впрочем, грандиозности планов соответствуют затраты на их воплощение. Для начала необходимы 600 тысяч долларов - на закупку материалов и ремонт старого оборудования. Дальше - больше. Второй этап реализации проекта потребует уже 1,2 миллиона долларов - на приобретение современных агрегатов и линий. Как ожидается, это позволит увеличить выпуск наиболее "ходового" шприца емкостью 5 кубических сантиметров до 110 миллионов штук в год. Еще 1,2 миллиона долларов понадобятся на то, чтобы освоить производство других типов шприцев. Итого требуется около 3 миллионов долларов инвестиций в течение полутора лет. Много? Но не больше, чем уходит ежегодно из страны.

Дело за малым - найти деньги. Заводчане намерены добиваться бюджетной ссуды. Ее целесообразность мотивируют тем, что собственное производство позволит сэкономить и более эффективно использовать бюджетные же деньги, ежегодно выделяемые на закупку шприцев. Эту точку зрения разделяет и помощник Президента по Гомельской области Зенон Ломать, который заинтересовался идеей "Гомельпласта" и будет отстаивать ее в правительстве.

Сейчас гомельские шприцы (если все-таки вам повезет отыскать их в аптеке) бьют по цене и немецких, и испанских, и российских конкурентов. "Пятерка" "Гомельпласта" стоит в розницу 42 рубля, испанский аналог - 1.120, питерский - 68, нововоронежский - 75 рублей. На замечания скептиков о том, что закупка дорогого оборудования повысит себестоимость гомельского шприца, директор "Гомельпласта" Валерий Лукашевич парирует

: - Как раз наоборот. Ясно, что с увеличением объемов себестоимость снижается. Кроме того, новое оборудование позволит снизить затраты за счет экономии сырья и большей энергоэффективности.

Собственно, ценовой выигрыш - еще не все. Даже если Совмин найдет свободные деньги, гомельским полимерщикам предстоит серьезно поработать над имиджем своей продукции. И медики, и пациенты в один голос жалуются на качество гомельских шприцев - и иглы, мол, у них тупые, и поршень некачественный... Работники же предприятия считают, что "Гомельпласт" стал заложником положения трехлетней давности, когда эти претензии были вполне справедливы.

- Мы давно переломили ситуацию, проведя реконструкцию производства, - говорит Валерий Лукашевич. - Проблема в том, что с тех пор мало кто в Беларуси видел наши новые шприцы - людям кажется, что все осталось по-прежнему. Уверяю вас, это не так. Россияне с руками нашу продукцию отрывают, ни из Москвы, ни из других городов рекламаций не поступало.

На заводе утверждают, что модернизация поможет поднять качество на новый уровень. Во всех смыслах самым "больным местом" в шприцах "Гомельпласта" являлась игла - в Беларуси она не производится, поставляется из России. Чтобы получить нормальный продукт, заводу пришлось сменить поставщика. Подумывают о том, чтобы закупать еще более качественные иглы в Венгрии или Польше, но опять же на это нет средств.

Если задумка "Гомельпласта" воплотится, он сможет конкурировать не только на собственном, но и на российском рынке. Уже сейчас маркетологи предприятия имеют весьма конкретные планы в отношении стран Средиземноморья и Африки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter