Системный подход

На Международной олимпиаде по математике в Болгарии команда Белгосуниверситета заняла первое место
На Международной олимпиаде по математике в Болгарии команда Белгосуниверситета заняла первое место

Наши ребята оставили позади более 40 ведущих университетов из 29 стран, в том числе — высшие школы Принстона, Оксфорда, Манчестера, Бонна и Бремена. В течение двух дней около 300 юных математиков по 5 часов решали 12 задач, каждая из которых оценивалась в 20 баллов. Абсолютным победителем стал студент 4–го курса факультета прикладной математики и информатики БГУ Никита Селингер. Его однокурсники Виктория Лебедь и Сергей Марковский получили Гран–при. С золотыми медалями вернулись все шестеро участников команды. Ни один университет мира за 12 лет проведения столь престижных соревнований не добивался таких блестящих результатов. Руководитель команды студентов из Венгрии признался тренеру белорусской сборной доценту Юрию Сыроиду: «С тех пор, как вы стали участвовать в олимпиаде, я своим ребятам ставлю задачу: главное — выиграть у белорусов, и тогда вы будете лучшими в мире». Награждая победителей олимпиады на торжественной церемонии, министр образования Александр Радьков отметил, что столь уверенная победа белорусских студентов — не сенсация, а результат системной работы с молодыми талантами, которая начинается еще со школьной скамьи. И шесть золотых медалей лишь подтверждают, что эта система в стране выстроена правильно. К слову, в этом году белорусские школьники на международной олимпиаде по математике в Мексике тоже завоевали абсолютное первое место, привезли три «серебра» и одну «бронзу». В прошлом году лучшими из лучших признали белорусских студентов–физиков и программистов.

Нынешний успех студентов БГУ не является разовым и неожиданным. О том, как можно запланировать победу в интеллектуальном марафоне, рассказал проректор по образовательным инновациям и информационным технологиям, декан факультета прикладной математики и информатики Павел МАНДРИК.

— Павел Алексеевич, в олимпиаде по математике ежегодно участвуют все новые и новые ребята, и почти все завоевывают «золото». Понимаю, как спортсмена можно научить бегать быстрее всех, но как заставить человека думать лучше всех?

— Математике нельзя научить за два, три года. Вот так взять любого выпускника школы и подготовить к олимпиаде, как к тестированию. Спектр задач, который предлагается ребятам на олимпиаде, очень широк. Это и математический, и функциональный анализ, линейная алгебра, комбинаторика, теория функций... Невозможно натаскать по всем этим направлениям. Потому что математика — это не есть конкретный предмет, который нужно выучить и запомнить. Это абстрактный язык. И на нем нужно уметь говорить и думать, как на родном, мыслить математическими абстракциями и терминами. Поэтому со своими потенциальными студентами мы начинаем работать еще с 5–го класса, как очно — при факультете создана школа юных математиков, так и заочно — рассылая во все региональные школы задачи для ребят. Это не подготовка к экзаменам, не репетиторство, не натаскивание на тесты, а углубленное изучение математики. За год через факультет проходит около 3 тысяч школьников. Заочно мы уже знаем всех своих абитуриентов. С Никитой Селингером мы с 9–го класса знакомы. Вика Лебедь училась в лицее при БГУ, поступала без экзаменов как победительница олимпиады по математике. В этом году мы тоже приняли без экзаменов 50 победителей олимпиад. Всех их знаем со школьной скамьи.

— Победителей олимпиад по отдельной программе обучаете?

— Были разные варианты. Но в итоге пришли к выводу, что талантливых ребят нельзя учить одинаково. К каждому должен быть особый подход. Иногда мы даем им индивидуальные задания, разрешаем свободное посещение. Но выделять их в особую группу нельзя. Ведь наша задача не только с талантливыми детьми работать, но держать в целом на факультете солидный средний уровень образования. У нас очень сложно учиться. И мы очень много студентов отчисляем за неуспеваемость. Зато каждый четвертый выпускник факультета имеет диплом с отличием.

— Находят ли применение своим знаниям в жизни победители олимпиад? Вы следите за их судьбой?

— Например, Иван Лосев, победитель международной олимпиады по математике 2003 года, сейчас учится в аспирантуре МГУ. Александр Уснич, тоже «золотой» призер олимпиады, — в Институте математики НАН Беларуси, собирается поступать в магистратуру, тесно сотрудничает с французской школой математики под Парижем «Экель Нормаль». Никита Селингер поддерживает контакты с Бременским университетом. За 10 лет я не выдал ни одного свободного распределения. Правда, не все наши студенты хотят идти на предприятие, где перед ними ставят тривиальную задачу — ремесленника. Они предлагают свои идеи, которые не всегда востребованы. Поэтому, случается, руководители предприятий просят: если можно, дайте нам вашего выпускника со средним баллом 3,5 или 3,3. А то для шибко умных у нас работы нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter