Анатолий Тозик: "Отечественная система образования уже отстает от требований экономики и общества"

Системный подход к образованию

Проблемы образования регулярно выпирают углом
Говорят, что хуже врачебной ошибки может быть только ошибка педагога. От того, чему и как нас научили в детском саду, школе, ПТУ и университете, будет зависеть не только наша жизнь, но и близких и даже целой страны. 


К сожалению, проблемы образования регулярно выпирают углом. В садах не хватает мест для детишек, в школах свои проблемы, а система вузовской подготовки мало основывается на потребностях нынешнего дня, и многие выпускники так и остаются невостребованными рынком труда. 


На то, что положение дел в этой сфере необходимо исправлять, не раз указывал и Глава государства. В сентябре нынешнего года по поручению Президента в Правительстве даже была специально создана рабочая группа для осуществления комплексного анализа системы образования, которую возглавил вице-премьер Анатолий Тозик. Спустя почти два месяца работы специалисты подготовили обширный пакет предложений. После ряда административных процедур их обещают начать воплощать в жизнь в течение 2015—2017 годов. 


В состав рабочей группы вошли 36 человек — ученые, практики, руководители учреждений образования, представители республиканских и местных органов госуправления. Большинство встреч экспертов проходили не в душных залах совещаний, а на выездах — в школах, детских садах. По словам Анатолия Тозика, решения рабочей группы не предполагают радикальных мер или коренной реформы сферы образования. «Вместе с тем нельзя не отметить, что мы расслабились, и отечественная система образования уже отстает от требований экономики и общества», — посетовал вице-премьер. 


Инициатив предложено немало. Изучая «дыры» системы дошкольного воспитания, группа пришла к выводу, что в результате несовершенства законодательства значительная часть бюджетных средств там используется неэффективно. Например, по желанию родителей ребенок может продолжать ходить в детсад и после 6 лет вне зависимости от медицинских показаний. В стране таких дошколят-«второгодников» насчитали, ни много ни мало, 25 тысяч. К сожалению, это не только не освободившиеся вовремя дефицитные места в детсадах, это еще и дополнительная нагрузка на государственный карман в размере почти полтриллиона рублей в год. Возмутился Анатолий Тозик и тем фактом, что ежедневно примерно 20% детей сады не посещают без каких бы то ни было уважительных причин. «Фактически родители только бронируют места и поскольку посещение не оплачивается, то лично расходов не несут», — возмутился вице-премьер. 


Нашел он и еще один минус: «Все больше матерей отдают детей в детсады до трех лет, оставаясь при этом дома в декретном отпуске. Это еще один канал, через который неоправданно уходят бюджетные средства. Потому что государство оплачивает пособие матери по уходу за ребенком и параллельно обеспечивает его содержание в детском саду».


Дошкольные учреждения предлагают больше переводить на коммерческие рельсы. Рассмотрены вопросы привлечения в эту сферу частного капитала, а часть расходов частных учреждений государство даже предлагает компенсировать за счет бюджетных средств. «В бюджете надо на каждого родившегося ребенка закладывать соответствующие средства, которые необходимо направить на его содержание в садике вне зависимости от его формы собственности. Размер финансирования может быть равен бюджету расходов на ребенка в детском саду, сегодня это около 12 млн. в год».


В общеобразовательной школе проблем еще больше. Ключевое звено системы обещает стать ахиллесовой пятой всей системы образования. В числе главных бед группа отметила снижение уровня и качества общего образования, низкий престиж профессии учителя, завал педагогов ненужной бумажной работой и низкую мотивацию учащихся к учебной деятельности. К сожалению, при возврате к 11-летнему сроку обучения и с переходом на пятидневку наша школа оказалась в большом отрыве от стран, которые в мировых рейтингах считаются по качеству образования лучшими. У нас теперь в году всего 170—173 учебных дня, в государствах Евросоюза  — 230, странах Юго-Восточной Азии — 260. Если учитывать, что там 12-летняя школа, а где-то и 13-летняя, такой разрыв очень опасен. «Если срочно не повлиять на ситуацию, мы рискуем получить неконкурентоспособное поколение», — предупредил вице-премьер. 


benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter